Предстоятель ПЦУ Эпифаний: «99 процентов исков со стороны Русской православной церкви относительно перехода приходов мы выиграли»

Три года назад ПЦУ получила томос. Что изменилось с тех пор, каким церковь видит свое будущее, думающее об угрозе вторжения России, а также о диджитализации? Читайте в интервью DW с предстоятелем ПЦУ Эпифанием.

Deutsche Welle: Три года назад православная церковь Украины (ПЦУ) получила томос. Что вы считаете величайшим достижением ПЦУ за это время?

Эпифаний: Мы долго шли к этому, практически 30 лет. Украинская церковь сражалась за признание своего автокефального статуса. И в последние три года тоже продолжается борьба. Борьба с становлением независимой автокефальной православной церкви как одной среди других поместных православных церквей.

Мы сохранили единство церкви, мы утверждаемся, у нас есть поддержка со стороны украинского народа. И это главное. В Украине больше 70 процентов православных. В общей сложности более 50 процентов, согласно разным соцопросам, верны ПЦУ. Это вдохновляет дальше двигаться, трудиться.

Вы говорите, что от народа чувствуете поддержку, а чувствуете ли поддержку от государства? Какие сейчас отношения с руководством государства, с Владимиром Зеленским?

У нас хорошие, конструктивные отношения с украинской властью, и с президентом, и с правительством, и с Верховной Радой.

Но есть ли поддержка?

Есть поддержка… Конечно, руководство государства хорошо относится к Православной церкви Украины, помогает и способствует ее развитию, но есть определенные личности на местах и ​​во власти, которые пытаются препятствовать этому. Препятствовать в плане регистрации, перерегистрации приходов, которые переходят со стороны Московского патриархата в ПЦУ.

По поводу переходов. Динамика замедлилась. Если за первые два года около 600 приходов присоединились к ВТО, то за этот год сколько?

Всего около 700 приходов. И сейчас единичные случаи в разных областях Украины, есть переходы. Но, к сожалению, мы наблюдаем, что нет желания со стороны местных властей перерегистрировать уставы.

Сейчас много общин, священнослужителей со стороны Московского патриархата, которые обращаются к нам, которые готовы принять соответствующее решение, но у них есть страх. Они владеют имуществом. Как мне говорил один священник: «Если бы просто сменить вывеску на храме, то я готов и завтра это сделать». Но поскольку будут трудности, будут преграды, будут и гонения определенные со стороны Московского патриархата… Также в последнее время по каждому переходу, по каждому приходу идут судебные тяжбы.

По поводу чего?

Со стороны Русской православной церкви (РПЦ) поданы иски в суды. Они считают, что переход был неправомерен. Но 99 процентов всех исков, которые были с их стороны, мы выиграли. И это свидетельствует о том, что мы на верном пути.

Я всегда говорил и повторяю: мы за то, чтобы эти переходы происходили мирным способом. Мы не хотим противостояния, мы не хотим борьбы. Поскольку сейчас, в это непростое время войны на Востоке Украины, мы не имеем права создать еще один внутренний религиозный фронт. Но государство должно обеспечить, чтобы эти переходы были мирными, потому что есть фигуры, организации, которые пытаются дестабилизировать этот процесс.

О каких фигурах и организациях идет речь?

Есть разные светские организации, миряне, не буду называть некоторых олигархов, финансирующих все эти процессы. Думаю, что их фамилии всем знакомы. Они зарабатывают средства на украинцах и затем используют их, чтобы бороться за влияние РПЦ в Украине. Но все завершится единством, всеобщим единством всех православных в Украине. Мы пройдем эти испытания, мы объединимся.

Теперь очередное обострение на украинско-российской границе. Говорят об угрозе вторжения России. Что церковь в такой момент может сделать для верующих?

Мы действительно действительно, что со стороны РФ, со стороны Путина есть определенный шантаж. Сейчас идет эскалация тех процессов, которые проходят в течение восьми лет. Но я уверен, что не будет полномасштабной войны. Потому что украинцы сильны как нация.

Уже более четырех тысяч наших военных отдали жизнь ради того, чтобы у нас было украинское государство, чтобы мы могли общаться на родном украинском языке. Поэтому в дальнейшем успеха Путин в Украине не будет. Никогда.

Вопрос о далекой и одновременно близкой нам Африке. В 2019 году Александрийский патриархат признал украинскую поместную церковь. Теперь РПЦ вследствие этого признания создает в Африке свою структуру – патриарший экзархат. К нему переходят сотни клириков. Что происходит?

Сейчас мы видим вторжение русской церкви на каноническую территорию Александрийского патриархата, признавшего автокефалию ПЦУ. И это определенная месть РПЦ Александрийскому патриарху.

Мы видим, что патриарх Кирилл уподобляется Путину. Как Путин действует, по таким же лекалам и Кирилл действует сейчас со стороны РПЦ. Если они не могут повлиять, то пытаются делить. Они пытаются за определенные ресурсы покупать клириков, потому что разделения внутри Александрийского патриархата как такового нет. Думаю, есть отдельные клирики, которые получили определенные ресурсы и заявили, что они будут в составе так называемого российского экзархата. Впрочем, это показательно для других поместных православных церквей. Потому что РПЦ нарушала и сейчас нарушает каноническое устройство церкви, которое было прописано еще не первом Вселенском соборе в 4-м веке.

Такие действия РПЦ могут повлиять на признание другими поместными церквями украинской?

Я думаю, что да. Ибо другие церкви, которые сейчас анализируют, ожидают, они будут учитывать эти действия, которые сейчас направлены на разделение православия.

Какие это церкви? Болгарский? Грузинская?

Сейчас вопрос стоит в повестке дня в Румынской православной церкви, Болгарской, Грузинской, Албанской, Иерусалимской и других. Они выжидают. И потому агрессивные действия со стороны РПЦ поспособствуют признанию Томоса украинской автокефальной церкви. Потому что такой беспредел не может быть поддержан другими церквами. Это нарушение канонического порядка бытия церкви, которое уже существует более полутора тысяч лет.

Когда можно ожидать признания?

Прогнозировать — неблагодарное дело. Но с божьей помощью, думаю, в следующие годы мы получим признание со стороны других поместных православных церквей. Это вопрос недолго.

В УГКЦ говорили о возможном приезде в Украину Папы Римского. Если такой визит состоится, вы надеетесь на встречу с понтификом?

Есть определенная традиция. Если Папа посещает определенную территорию, где большинство православных, визит согласовывают с местной канонической церковью. Украина сейчас является канонической территорией ПЦУ. Пока нам не поступало никаких сигналов по поводу визита. Мы слышим только из СМИ, что может состояться визит. Со стороны нашей церкви нет возражений, мы готовы принять, мы готовы общаться.

Церковь диджитализируется. Осенью этого года появилось приложение «Моя церковь» от ПЦУ с календарем, молитвами, новостями из религиозного мира. Как думаете, может ли общение с Богом перейти в онлайн?

Мы как церковь пытаемся использовать современные технологии во благо наших верных. Каждый верный владеет определенными гаджетами. В кармане телефон – это все. И потому мы, как церковь, должны присутствовать и там, должны быть духовным островком поддержки каждого верного.

Мы не отказываемся от современных технологий, а наоборот стараемся их использовать для проповеди онлайн. В это время испытаний невидимой опасной коронавирусной болезнью есть потребность в этом. Конечно, лучше находиться в храме на молитве, но когда это в какой-то степени опасно, то церковь идет на уступки.

О традициях. Сейчас много говорят о дате празднования Рождества. Возникла путаница. Разъясните, когда праздновать Рождество?

Все празднуют 25 декабря. Если со временем наше общество будет к этому готово, то церковь перейдет на новоюлианский календарь, и будем праздновать 25 декабря, а не 7 января. Мы не против этого, но мы, как церковь, не можем допустить очередного разделения. В Украине и так много разделений сейчас.

В будущем, если мы будем вести просветительскую работу, то, я так прогнозирую, через 10 лет проведем календарную реформу. В последние три-четыре года мы видим определенную динамику относительно тех, кто этого желают, но очень слабенькую. Когда большинство будет готово, церковь примет такое решение.