Славянские обряды

Славянские обряды

о них так и говорят: март и ноябрь — как брату брат. В этом есть смысл — последний месяц осени с неустойчивым и слишком конозистим характеру чем-то напоминает первый весенний, оба отделяют разные времена года. Если, скажем, март приглашает в гости весну, то ноябрь замыкает ворота осени. Поэтому и говорится, что он «октябрю сын, а зиме роднойбрат».
    Генеалогия месяца достаточно древняя и интересная. Для подавляющего большинства европейских языков он имеет общий латинский корень «новем», потому занимал девятую («Новембер») позицию в летоисчислении Древнего Рима. Однако в украинском языке, ноябрь получил вполне самостоятельной названия. У белорусов это «Листопад», поляков и чехов — «листопат», в сербохорватив — «студепы».
    Такие накличкы, кажется, не требуют особого объяснения. Во это время с деревьев опадают последние листья; лес становится неуютный, природа биологически настраивается на зимний покой.
    Однако ноябрь на Украине не всегда совпадает с периодом листопада. Скорее такое название подходило бы октябрю.
    Наконец, так оно и было в древности. Еще во времена Киевской Руси последний месяц осени назывался «декабрем», а теперешний декабрь — «студнем». Почему же тогда нынешний Мисяцелик в Украине убрал эту не совсем точное название? Дело в том, что за основу современного календаря было взято западное разделение времени. А именно там завершающий месяц осени сохранил действующую накличку. В Галичине тогда ощущалось значительное влияние западных славян, в которых осенний цикл не совсем совпадает с нашим
    , при «национализации» Украинская месяцев, отдельно осеннего периода немного сдвинули их содержанию понятия. Это прежде всего касается и ноября.
Еще в четвертоевангелии, которое датируется 1144 годом, читаем: «Мць октябрь Реком ноябрь». Нынешний месяц именовался, как уже говорилось, декабрем Об этом утверждают все авторы дореволюционных словарей — И. Срезневский, М. Левченко, М.Уманець и А.Спилка, Б. Гринченко, календари «Родной край», «Просвита», «Луч» и т.д. .
    Достаточно интересными, на наш взгляд, являются региональные названия ноября — «напивзимник», «ворота зимы», «грудкотрус», «листопадень», «листопад»; последние два значения опять же касаются западноукраинских говоров, но они в древности означали законченную действие, то есть «листья, которые уже опали».
    На украинском Полесье долго сохранялось еще одно название ноября — «братчины». Для современников это слово неизвестное. Именно так называли обряды, которые устраивали в конце осени.
    С началом ноябрянаступала пора относительного отдыха, Собрано урожай, сделаны припасы для животных, покоится примерзла нива, а значит, можно собраться в группу, повеселиться . Во это время уже играли свадьбу, юноши и девушки сходились на вечерницы и рассветы, устраивая всевозможные забавы. Среди них особое место принадлежало братчины.
    Обряд братчины имел две равного формы. Первая касалась осмотра зимы и встречи первого снега, так называемые обновы Самоткан. Это действие чем-то напоминала храмовый праздник, но имела иной смысл. По сей день — в основном это было на Михаила (21 ноября) — в селах готовили медовые напитки. На праздник сходились все жители, которые принимали участие в коллективных шишках, связанных со встречей зимы и первого снега. На братчину впервые выходили на люди молодые пары, которые недавно сыграли свадьбу. им отводилось одно из самых почетных мест.
    Другой формой братчины (у белорусов — «сябрство») было официальное скрепления так называемого коллективного пчелиного роя. Если кто-то из крестьян хотел подружиться с близким или далеким односельчанином, то весной, когда выходил первый рой — а он особенно ценился, — относил его соседу, приговаривая: «Даю на братчину» Это свидетельствовало, что пчелы отныне принадлежать союзу в которой могли кооперироваться две или более семей. По обычаю, одной или несколько пчелосемей в течение сезона были поочередно ухаживать участники братчины. Собранный мед распределяли поровну. Спильчанськи пчелы отныне уже не относились тому, кто их предал коллектив, — они были оптовых.
    По окончанию сезона члены такого союза вновь собирались на заключительное действо — «творить борть», то есть готовить пчелиные гнезда на зиму, пока пчеловоды делали последние смотрины и утеплили ульи, женщины тем временем пекли обрядовое печенье с медовой приправой. При этом непременно должен быть и «ситений мед».
    Его изготовляли по особой рецептуре, которую держали в строжайшей тайне Лучшие соты перетапливали в котле, разливали содержание в специальные бочонки, приправив настойкой из трав. Ситу в погребах выстаивали несколько недель, а то и месяцев. Этот сегодня почти неизвестный напиток имел приятный вкус и незаурядные лечебные свойства, отдельно при болезнях и простудных заболеваниях. Как подтверждают исторические источники, такие напитки изготавливали еще при Владимире Великом и они пользовались особым спросом у иностранцев. Автор «Повести временных лет» оповещал, что киевский князь ежегодно приказывал «сытить триста варок меда в честь великих праздников, военных побед и строящихся храмов. Специальные извозчики развозили медовку по всем окрестностям города, угощая киевлян, в том числе пожилых и больных людей.
    Этот ритуально-обрядовый напиток не имел ничего общего с крепкими напитка Это уже позже его опозорили Шпетки корчмари, добавляя большие дозы хмеля или водки, чтобы спаивать православных людей. Ситений же мед в народе изготовляли только на травах и им нередко лечили даже детей.
    Поэтому обряд братчины имел скрепиться угощениями ситеним медом. Это действо происходило в ноябре. После чего семьи получали статус своеобразных семейных союзов: хозяева отныне переходили на «вы», помогали друг другу, а при потере кормильца в одной из семей обязывались брать на воспитание их детей. Эта высокогуманных форма человеческих взаимоотношений заслуживает особого уважения. В ней отражены высокие моральные критерии нашего народа — доброжелательность, порядочность, бескорыстие, коллективизм. Таким образом крестьяне полагожувалы свои взаимоотношения: если между соседями определенное время существовали распри, то их пытались решить с помощью братчины.
    По давних времен эта форма родства (заметим: само название — братчина — производная от брат, братство, братание) была распространена только среди простых людей. Добровольное объединение в коллективную союз имело не только моральное, но и хозяйственное значение — прийти на помощь друг другу, помочь продуктами тем, кто их не имел, законтактуваты т.п..
    Скрепление братчины медовым напитком не случайно. Ведь этот продукт был особенно поциновуваним в хозяйственно-бытовой жизни крестьян. Без медовых припасов практически не могла обойтись ни одна семья. Об огромной почет и значение сладкого продукта говорит тот факт, что наши предки делали «наставления на мед». Скажем, если кто-то должен занять у соседа какую-то ценную вещь, в том числе и деньги, то говорил: «Делаю наступил на мед». Это была авторитетная форма клятвы, которая приравнивалась к письменному завещания. Нарушение этого обета механически навлекло общественное пренебрежение — такому человеку уже никогда не верили, а следовательно и не поддерживали с ней любых взаимоотношений.
    Обряд «братчины», как и «наставления на мед», связанный прежде всего с пчелами том, что давно эти насекомые считались святым созданием природы.
    … Ноябрь, листопад, напивзимник. Это месяц, для которого в понадобилось и виз, и сани. Только вот для лошадей это ли тяжелая пора года. По этому поводу упоминавшийся нами Я. Головацкий писал: «В ноябре, говорят, лошади слабые, а как кобыле письмо на голову падает или как она на груди споткнется, то жеребья сбросит. Тем и говорят: на Симеона-Иуды боится конь грудь ». С этим днем, приходится на предпоследнее число месяца, и связывают приход зимы, потому ноябрь — сентябрю внук, октябрю сын, — а зиме родной брат!…