День памяти христианских святых Кирилла и МефодияС одной стороны я, как славянин, как поборник сохранения Традиции от нашествия глобализации уничтожает и границы и национальные культуры, конечно поддерживаю сохранение неповторимых культур славянских народов. В частности, я сторонник сохранения и всемерного развития нашего «кириллического языкового сектора». Не следует поддаваться на обманчивую искушение «включение в западноевропейский культурный контекст», которую продвигают те, кто рекламирует перспективы перехода на латиницу. Это был бы лишь еще один шаг на пути к потере своего уникального лица, к бездушной механистической вестернизации. К счастью, реальных перспектив перехода на латиницу пока никаких, это бесплодный прожект.С другой стороны, посмотрим, что нам предлагают праздновать. Фактически, это церковный праздник, день памяти христианских святых Кирилла и Мефодия.Во-первых, это сразу привязывает событие к «православного дискурса» — а вместе с тем, почти неизбежно, к «панславизма имперского толка» (активно используют различные «заединщики», которые играют на руку кремлю). Это меня, украинского и принципиального сторонника светского государства (а именно такой и есть Украина, если кто-то подзабыл), конечно, не устраивает категорически.Во-вторых, хватит ставить знак равенства между «славянином» и «православным». На дворе уже давно не средневековье, уже никто в мире не мыслит такими категориями. Славянство, славянская культура значительно шире и багатоманитнише за любые «прокрустово ложе» канонов любой церкви. Почему славяне — язычники, агностики, атеисты … и хотя буддисты, наконец, должны идти в хвосте христианского «локомотива»? а именно так и происходит. Церковь «оседлала» это праздник (конечно, она чувствует себя хозяином положения, ведь это ее святые) и использует его не столько для пропаганды славянской культуры, как для самопиара, активного напоминание обществу о своем существовании и, якобы, «огромную заслугу в сохранении культуры славянских наций «.И тут мы подходим к очень интересному вопросу. Велика эта заслуга? Была ли она вообще? А может, церковь сыграла в словенских культурных процессах как раз негативную роль?День называется «славянской письменности и культуры». Ладно, сначала в письменности. Официальная версия утверждает, что «большие равноапостольные учителя» принесли таким вот темным славянам грамоту. Что Кирилл «под ключ» разработал славянскую азбуку (многие позаимствовав при этом от греческого). Просто так взял — и придумал. Но известно о «евангелие написанное русскими письменами», бывшее в употреблении первых христиан — славян в поселениях в Крыму задолго до Кирилла (т.е. задолго до его «гениального изобретения»). Известно о «доски суду» на которых «славянскими буквами» (а не кириллицей, конечно, которой тогда и быть еще не могло, и не латиницей) были записаны законы, по которым правили суд славянские языческие племена, обитавшие на территории современных Чехии и Словакии. Известно, наконец, о «черты и резы», письмена, которые использовались в древней языческой Руси. Существует гипотеза, что это и были «славянские руны» — но о них сохранились лишь упоминания, очень благодарны нашей «героини»-церкви, которая на протяжении веков беспощадно уничтожала языческие артефакты — но так и не смогла до конца победить душу народа, благодаря чем язычество вылилось в «феномен двоеверия».И тут, задав несколько «весьма неудобных вопросов» по славянской письменности, мы подходим уже к второй составляющей названия «праздника» — «славянской культуры».Что принесли славянам «большие равноапостольные учителя»? Они принесли нам византийскую культуру, культуру православно-имперскую, культуру, идеалом которой была и есть (и это не устают подчеркивать апологеты византийства, особенно российские) «симфония властей» — религиозной и государственной, церкви и автократора-самодержца. Так, сторонникам сей культуры следует их славить. Но зачем это делать нам, славянам? Византизм — не наше. Славянская культура сохранилась до наших дней в аутентичных народных источниках, в обрядах, песнях, сказках и легендах, в наших народных ремеслах, писанкарстве, вышиванке и в многом другом … вот где источник нашей, именно славянской культуры. Вот что нужно сохранять. А церковь, которая так лицемерно сегодня «беспокоится о славянской культуре», на протяжении веков эту самобытную культуру уничтожала, борясь с малейшими проявлениями «гнусного язычества» … все, что сохранилось — сохранилось не благодаря, а в противоречий политике, почти тысячу лет проводила христианская церковь на землях славянских народов.Сохранение и приумножение славянской культуры, нашей письменности, в частности — это очень важное дело. И она требует своего «красного дня календаря». Но никакие «большие равноапостольные» не имеют к этому святому делу ни стосунку.З одной стороны я, как славянин, как поборник сохранения Традиции от нашествия глобализации уничтожает и границы и национальные культуры, конечно поддерживаю сохранение неповторимых культур славянских народов . В частности, я сторонник сохранения и всемерного развития нашего «кириллического языкового сектора». Не следует поддаваться на обманчивую искушение «включение в западноевропейский культурный контекст», которую продвигают те, кто рекламирует перспективы перехода на латиницу. Это был бы лишь еще один шаг на пути к потере своего уникального лица, к бездушной механистической вестернизации. К счастью, реальных перспектив перехода на латиницу пока никаких, это бесплодный прожект.С другой стороны, посмотрим, что нам предлагают праздновать. Фактически, это церковный праздник, день памяти христианских святых Кирилла и Мефодия.Во-первых, это сразу привязывает событие к «православного дискурса» — а вместе с тем, почти неизбежно, к «панславизма имперского толка» (активно используют различные «заединщики», которые играют на руку кремлю). Это меня, украинского и принципиального сторонника светского государства (а именно такой и есть Украина, если кто-то подзабыл), конечно, не устраивает категорически.Во-вторых, хватит ставить знак равенства между «славянином» и «православным». На дворе уже давно не средневековье, уже никто в мире не мыслит такими категориями. Славянство, славянская культура значительно шире и багатоманитнише за любые «прокрустово ложе» канонов любой церкви. Почему славяне — язычники, агностики, атеисты … и хотя буддисты, наконец, должны идти в хвосте христианского «локомотива»? а именно так и происходит. Церковь «оседлала» это праздник (конечно, она чувствует себя хозяином положения, ведь это ее святые) и использует его не столько для пропаганды славянской культуры, как для самопиара, активного напоминание обществу о своем существовании и, якобы, «огромную заслугу в сохранении культуры славянских наций «.И тут мы подходим к очень интересному вопросу. Велика эта заслуга? Была ли она вообще? А может, церковь сыграла в словенских культурных процессах как раз негативную роль?День называется «славянской письменности и культуры». Ладно, сначала в письменности. Официальная версия утверждает, что «большие равноапостольные учителя» принесли таким вот темным славянам грамоту. Что Кирилл «под ключ» разработал славянскую азбуку (многие позаимствовав при этом от греческого). Просто так взял — и придумал. Но известно о «евангелие написанное русскими письменами», бывшее в употреблении первых христиан — славян в поселениях в Крыму задолго до Кирилла (т.е. задолго до его «гениального изобретения»). Известно о «доски суду» на которых «славянскими буквами» (а не кириллицей, конечно, которой тогда и быть еще не могло, и не латиницей) были записаны законы, по которым правили суд славянские языческие племена, обитавшие на территории современных Чехии и Словакии. Известно, наконец, о «черты и резы», письмена, которые использовались в древней языческой Руси. Существует гипотеза, что это и были «славянские руны» — но о них сохранились лишь упоминания, очень благодарны нашей «героини»-церкви, которая на протяжении веков беспощадно уничтожала языческие артефакты — но так и не смогла до конца победить душу народа, благодаря чем язычество вылилось в «феномен двоеверия».И тут, задав несколько «весьма неудобных вопросов» по славянской письменности, мы подходим уже к второй составляющей названия «праздника» — «славянской культуры».Что принесли славянам «большие равноапостольные учителя»? Они принесли нам византийскую культуру, культуру православно-имперскую, культуру, идеалом которой была и есть (и это не устают подчеркивать апологеты византийства, особенно российские) «симфония властей» — религиозной и государственной, церкви и автократора-самодержца. Так, сторонникам сей культуры следует их славить. Но зачем это делать нам, славянам? Византизм — не наше. Славянская культура сохранилась до наших дней в аутентичных народных источниках, в обрядах, песнях, сказках и легендах, в наших народных ремеслах, писанкарстве, вышиванке и в многом другом … вот где источник нашей, именно славянской культуры. Вот что нужно сохранять. А церковь, которая так лицемерно сегодня «беспокоится о славянской культуре», на протяжении веков эту самобытную культуру уничтожала, борясь с малейшими проявлениями «гнусного язычества» … все, что сохранилось — сохранилось не благодаря, а в противоречий политике, почти тысячу лет проводила христианская церковь на землях славянских народов.Сохранение и приумножение славянской культуры, нашей письменности, в частности — это очень важное дело. И она требует своего «красного дня календаря». Но никакие «большие равноапостольные» не имеют к этому святому делу никакого отношения.