Фото из архива
В эти непростые времена, когда на наших землях свирепствует оккупант, вокруг царит весна, цветут сады, «степи, поля мечтают» (за Шевченко), крепнет и закаляется человеческий дух. Многие украинцы, пострадавшие от рашистского нашествия и вынужденные покинуть родные места, уже назвали весну расстрелянной и украденной. И с этим трудно не согласиться, но
Но есть что-то особенное и характерное для нашей нации, что невозможно ни отобрать, ни утащить из нашей памяти, это правовые традиции, которые не подвластны Временному, а тем более – историческим обстоятельствам или любым препятствиям. Май для украинцев во все времена был исключительным месяцем. Наши предки в этот день следили за облаками. Это слово произошло от латинского названия майус. Майя –ndash; так звали древнеримскую богиню весны. Это радостное время, когда пробуждается природа. Гаевки (маевки, веснушки) – могущественный гимн радости, который в христианской традиции приходится на время между Пасхой и Вознесением. В течение этого месяца также чествуют Пресвятую Богородицу.
Традиционные «маевки» – это молебны, правящие по храмам, при гротах, часовнях и придорожных статуях Богородицы, верующие просят у нее покровительства. Эта традиция пришла к нам из соседней Польши. Западная Украина стала пересечением двух литургических традиций. В книжном мире в прошлом году появилась добрая книга Гаевки из с. Настасова Тернопольского уезда в записях Григория Ракочего» с посвящением семьям Григория и Луки Ракочих. Но из-за карантинных ограничений презентации были отменены. Автор и исследователь этого труда профессор, доктор искусствоведения Олег Смоляк. В записанные 10 гаивок от настасовчан он добавил 25 других, которые еще в 1908 году записал тогдашний ученик Тернопольской украинской гимназии Григорий Ракочий. Они вошли в сборник «Гаевки» Владимира Гнатюка, но без мелодий. Профессор обновил их, добавив ноты. Рассказывает Олег Смоляк: «Я решил реконструировать эти мелодии способом аналогичного сопоставления с соседними этнокультурными традициями, в частности с территории Теребовлянщины, родственной языково-музыкальному настасовскому субдиалекту. Такой способ нанизывания музыкального материала на словесный позволит полноценно воспроизвести настасовские рощицы и ретранслировать их следующим поколениям молодежи. Сборник рубрикирован по тематике и временным рамкам их происхождения. Представленные гаивки поделены на четыре группы: хвальную (термин М. Грушевского), вегетативную, любовную и шутливую. А бесценен именно нотный материал к каждой из них. Среди Настасовских рощиц не только сакральная «Вербовая дощечка», но и «Едет, едет Зельман», «Ой не ходи, качурино», «Ходила наседка у колышка» и многие другие древние символические тексты. Издание вышло в свет благодаря финансовой поддержке мецената, генерального директора «Лиги предпринимателей Тернопольщины» Михаила Гомовки, родом из Настасова.
За последние годы техника BEDNAR начала работать в разных грунтовых и погодных условиях (в частности…
С заботой о будущем урожай, аграрии выбирают лучшее для своих полей. Тщательно взвешивая все решения…
Публичная презентация Ассоциации организаций водопользователей состоялась 22 ноября 2024 при поддержке Программы USAID «Урожай», собрала…
Компания «Agrodružstvo Morkovice», которая хозяйничает на 4 700 гектарах земли, является одним из наиболее значимых…
Благодаря партнерству с USAID АГРО, компания Makosh запустила уникальную инициативу «Поле инвестиций» — программу, активно…
Покупка производственных ресурсов заранее – хорошая практика, позволяющая аграрию гарантированно обеспечить посевную. Именно поэтому большое…