Страстная неделя

Страстная неделя

Традиции в Чистый четверг 2015: что нельзя делать
Чистый четверг — это день весеннего очищения. Рассвете, в схидсонця крестьяне чистили в конюшнях, амбарах, во дворе, в домах — все должно быть чистым и выглядеть по-праздничному.
В саду и на огороде хозяин сгребал в кучу прошлогоднюю листву, ботву сорняков и сухое рищя и поджигал — «чтобы очистить землю от мороза, зимы, смерти и всякой нечисти». Делалось это с специяльним призванием:

«Смерть, смерть, иди на леса,иди на безвестность, иди на моря.И ты, мороз, большой и лысый,не ходи к нам из своей кладовой.Смерть с морозом танцевала,танцевала и пела,и за море поплелись! »

Существует поверье, что в Чистый четверг, в схидсонця ворон носит из гнезда своих детей купать в реке. Кто искупается раньше вороньих детей, то будет здоров круглый год. Так вот: больные люди купались, бывало, ночью — «пока ворон дети не купает», чтобы очиститься от болезни. Искупавшись, больной набирал из своего купальни ведро воды, нос ту воду на перекрестную дорогу и выливал — «чтобы там все беды оставалось». А некоторые еще и приговаривал:

«Господи, Иисусе Христе! Перекрестная дорого! Дай Бог здоровья в ручки, в ножки и в живот немного ».

По христианскому учению в этот день поздно вечером один из двенадцати учеников -горезвисний Иуда — за тридцать сребреников продал своего учителя Иисуса Христа, которого и розипьяли.Тому считали, что в четверг оживают все зловещие гады и пресмыкающиеся .Видтак люди пытались в этот день обязательно умыться или искупаться, то есть очиститься от грехов.

В Чистый четверг хозяйки, рядом с другой работой, готовили соль для пасхального стола. Они брали комок соли, заворачивали ее в тряпку и клали в печь. Когда тряпка уже обгорите, соль собирали и хранили до Пасхи. Утром на Пасху, как придут, бывало из церкви и сядут за стол разговляться, хозяин клал эту соль на хлеб и все это ставил на углу под образами. Эту соль хранили и давали скоту при желудочных болезнях.

Вечером в церкви отправляются «Страсти». Когда в наших селах, да и по городам, люди старались сохранять торжественный покой и соблюдать тишину: ни смеха, ни пения, даже громких разговоров на улицах во время, когда в церкви читались Евангелия слышать не було.Стоячы в церкви во время чтения Евангелие, нельзя дремать, потому что «нечистая сила занесет в ад».

Люди, возвращаясь из церкви, пытались донести домой «страстную» свечу так, чтобы она не погасла. Для этого делали специяльни фонари из цветной бумаги или окрашенных стекла. Красные, синие, зеленые фонари в форме звезды, месяца или церкви были когда хорошей отделкой в ??этот вечер.

Пламенем страстной свечи выжигали (вернее — викопчувалы сажей) крест в доме на сволоци — «чтобы беды нечисть дом проходила». Этот крест оставался на сволоци к «Рахманского Пасхи»), но не везде. Так на Харьковщине, в слободе Критской было поверье, что страстная крест — «полезный в случае пожара», а потому его стирали до следующего Чистого четверга.

Больные лихорадкой скребли сажу с «страстной креста», разводили в свяченой воде и пили, как лекарства.

Если пламенем страстной свечи выжечь крест на воротах, то в двор не забежит «плохой собака», то есть «нечистая сила», в этот вечер бегает по земле, взяв на себя подобие.

Кто очень хотел видеть ведьму, то в каждый четверг Великого поста делал борону с осиновых дерева, а в Чистый четверг кончал ее. Придя из церкви домой, шел с зажженной свечой в коровник, садился за тем бороной и тогда мог бы видеть ведьму, если бы она пришла к нему в коровник. В течение всего поста, четверг, бросали на чердак по одному полену дров, а в Чистый четверг этими дровами жгли печь и надеялись, что ведьма придет в дом просить огня.

Придя из церкви, шли со свечой в конюшню и там вроде видели домового. Так же ходили в сарай и в кладовую. Страстная свеча в народном веровании, как видим, имела большую магическую силу. Кроме того, народ верил, что эта свеча в трудное время становится людям пригодится; ее зажигали перед святыми образами, когда жителей дома нападал страх. Так, при большой грозы зажигали страстную свечу, «чтобы гром дома не сжег». Поэтому страстная свеча называлась «громичну» или «Громица». Зажигали эту свечу и при тяжелой болезни людей или скота, а также при тяжелых родов; давали в руки умирающему. Пасечники с этой свечой ходили в пчеловодов. В день Сретения, когда «зима с летом встречается», зажигали «громичну» свечу — «чтобы лето зиму поборол». От этого Сретения еще называется «Громица».

Страстные свечи крестьяне лили сами, потому что «трудовая свеча лучче Богу нравлюсь». И лили их такими, чтобы хватало надолго — бывало свечи «в два аршина длиной и до десяти фунтов весом». «Особенно большую силу имеет свеча, горела двенадцать Страстей — из года в год. У кого есть такая свеча, то себе дом где захочет поставить, и всякое хозяйство будет идти ему хорошо, и не пристанет к нему никакая нечисть. Только надо ту страстную свечу растапливать в светильники и окуривать им все состояние ». Так думали в слободе Бело-Куракинський на Харьковщине; в других местах Украины требования к страстной свечи были скромнее. Считалось, что как свеча горела в церкви три года вряд на Страстях во время чтения Евангелий, то такая свеча уже имела достаточное волшебную силу, чтобы «беречь дом от всего злого».

На Чистый четверг на Подолье мальчишки делали деревянные колотушки; их называли также «башки» или «колотушки». Как только зазвонят при чтении Евангелие колокола, мальчишки начинали стучать в колокольню, если она деревянная, в ограду или у доски — чтобы «отгонять нечистую силу». Это стук повторялось каждый раз, когда начинали гудеть колокола, и прерывалось вместе с ними, продолжаясь таким образом к концу Страстей.

В Карпатах чистый четверг называли «живым», а потому гуцулы по этому случаю разжигали огонь и держали его до тех пор, пока не выгоняли животных на пастбища Ими окуривали домашнюю скотину от злых духов .Ввечери после службы в церкви люди зажигали свечи и пытались принести » живой «огонь в дом, чтобы сделать копотью на балке черный крестик

«Есть такие крестьяне, особенно женщины, что, начиная с Чистого четверга и до Воскресения Христова, ничего не едят, а есть такие, что и воды не пьют. Делают это чаще согласно обету, что дается во время болезни »

«На Чистый четверг приносят на Страсть бутылка со сметаной и, когда звонят на Евангелие, они глотают бутылка, делают масло, чтобы через целый год делалось». В углу в Великий четверг девушки завораживают себе красоту. Они собираются перед рассветом на берегах рек и озер и там дожидаются восхода солнца. Как только солнце выйдет из-за горизонта, девушки раздеваются, распускают волосы и прыгают в воду, приговаривая:

« Водан, на тебе русую косу, Дай мне девичью красоту! »