В Тернопольском музее хранится фарфоровая скульптура «Женщина с паляницей»

В Тернопольском музее хранится фарфоровая скульптурная композиция «Женщина с паляницей».

Этот экспонат в последнее время стал особенно популярным, посетители им интересуются, — говорит заведующая сектором хранения отдела фондов музея Галина Завиша.

«Автор скульптуры: Трегубова В.М. г. Коростень, Житомирская область. 1986 год. Эта вещь стала особенно популярной, ведь популярной стала самая паляница. С начала полномасштабной войны россии против Украины сетью ходят видео, как враг пытается произнести волшебное слово “паляница”. Кое-кто из противников даже останавливается, чтобы потренироваться и из-за этого получает сокрушительный удар как от соловьиной, так и от славных ВСУ. Слово «паленица» используют как своеобразный «языковой пароль» — шибболет для выявления людей, украинский язык для которых не является родным. Россияне произносят «паляница» с мягким звуком «и» вместо «и», а «ц» иногда заменяют «тс», поэтому во время российского вторжения в Украину в 2022 году слово стало одним из тех, что предлагается использовать для выявления диверсионно-разведывательных групп врага», — рассказала Галина Завиша.

Женщина говорит, паляница – действительно особое блюдо для украинцев.

«Кустница – это разновидность украинского хлеба, плоский хлеб преимущественно из пшеничной муки, на которой сверху есть корочка-козырь, которая образовалась через надрез на хлебе перед выпечкой. Издавна в Украине любой праздник или обряд традиционно были связаны с хлебом-паленицей. Это было символом гостеприимства, благосклонности, ритуальным и обереговым знаком. Пшеничные лепешки употребляли чаще как праздничные или обрядовые блюда. В неурожайные годы их приходилось печь с примесями ячменной муки, отрубей и т.п.

Клещи были венцом земледельческого труда, символизировали благородство и красоту одной из древнейших профессий в мировой культуре. Богатство и ценность, содержащая образ паляницы-Солнца, являются отражением национального лица украинцев как настоящих свидетелей исконного стремления народа к свободе, совершенствованию, красоте и солнцу. Традиционная паляница пеклась из дрожжевого теста. Сначала в горшке варился хмель, который потом выливали в макитру, добавляя просеянную пшеничную муку. Образованное тесто замешивали, накрывали макитру и оставляли остыть. Затем добавляли дрожжи или простоквашу и ставили на ночь в не раскаленную печь. Утром уже подошедшее тесто замешивали пшеничной мукой, добавляли теплой воды и соли. Месили в корыте до тех пор, пока оно не переставало липнуть в руки. После этого тесто делили на куски, потом раскатывали на столе. Напоследок на хлебе делали надрез, чтобы он больше рос при выпекании. Полученная лепешка ложилась в печь на деревянной лопасти, посыпанной мукой, или распаренном капустном листе. По народному верованию нельзя доедать кусок поляны после другого человека, чтобы не отнять ее счастье. Запрещалось оставлять кусок недоеденным; есть хлеб за спиной другого человека, чтобы не съесть» ее силу», — говорит Галина Завиша. -z-paljaniceju-8cbd690.jpg» alt=»В Тернопольском музее хранится фарфоровая скульптура «Женщина с паляницей»» />