Виктор Морозов: «Когда меня еще во Львове не знали, то по фамилии воспринимали настороженно»

«А взять Донцова, Костомарова и Драгоманова! Фамилии также неукраинские, зато какой вклад в украинство!

15 июня родился культовый украинский творец Виктор Морозов, без самобытности которого представить родное искусство невозможно! С этим вторым годом, легенда!!!

Всю сознательную жизнь он считает себя счастливчиком. Прежде всего и самое главное, что в свое время попал во Львов (видимо, и город Льва должен быть благодарен земле тернопольской и историческому Кременцу за такого талантливого и одаренного самородка). Он зарождал одну из самых первых украинских рок групп — ”Quo Vadis” 1971 года и ”Арнике” 1972-го. Присоединился к славе ансамбля ”Ватра” (под руководством Ивана Поповича), а впоследствии — популярной ”Любины” Левка Дутковского. Тесно сотрудничал с Владимиром Ивасюком и Назарием Яремчуком, Викой Радий, Игорем и Оксаной Билозирам. Как результат, The Best of Victor Morozov, благодаря своеобразному голосу и искусному владению гитарой автора, завоевал значительную популярность во всех мирах, где живут украинцы.

А как приложился к утверждению национального достоинства и сознания его театр–кабаре ”Не печалься!” в преддверии обретения независимости! Удивительно, но Виктор Морозов счастлив даже по тому, что как один из самых известных украинских певцов и композиторов не имеет никакого государственного звания — пережитка совдепии. Вовремя попал он и в переводческое течение. Благодаря ему и с его легкой подачи украинский читатель и книголюб открыл для себя на родном украинском языке книги мирового бестселлера Джоан Роулинг о приключениях Гарри Поттера. В настоящее время, в отличие от предыдущих ”гастрольных” лет, Виктор Морозов переживает, по его словам, самый плодотворный и интересный период жизни. Пусть бы так было как можно дольше.

Виктор Морозов: «Мне просто повезло, в отличие от других. Конечно, звание — пережиток совдепии. Меня просто пронесло. Теперь, если бы даже вспомнили обо мне, то я бы просто отказался от любого звания. Всегда привожу в пример неповторимую личность Владимира Ивасюка, умершего самодеятельным композитором.

Когда меня еще во Львове не знали, то по фамилии воспринимали настороженно. Это чувствовалось со стороны искренних галичан. Когда увидели, чем занимаюсь, все быстро развеялось. А взять Донцова, Костомарова и Драгоманова! Фамилии тоже неукраинские, зато какой вклад в украинство! Главное, что человек делает для своего народа.

Я родился в старинном Кременце 15 июня 1950 года в семье военного, поэтому отдали меня учиться в русскую городскую школу номер два, — подчеркивает украинский певец, экс–ВИА«Арника», экс–ВИА «Смеричка» Левка Дутковского, экс-театр–кабаре «Не печалься!», композитор, переводчик Виктор Морозов. — Родители хотели, чтобы я с малых лет занимался музыкой, поэтому пришлось пойти в Кременецкую музыкальную школу, «на пианино». По гороскопу отношусь к Близнецам, очень не любящим однообразия. Поэтому играть всякие гаммы для меня было смертельно, мучился страшно. Хватило на эти мучения на год или два. И начал бунтовать. Мама моя очень хорошо пела, участвовала в спектаклях Дома культуры, а папа играл на аккордеоне. Правда, родители развелись, когда мне было шесть лет.

Виктор Морозов: «Когда меня еще во Львове не знали, то по фамилии воспринимали настороженно»

Мама настаивала на своем и перевела меня «на баян», где я снова мучился, так было лет три&четыре. Когда мамочка уехала на год в командировку с воинской частью, где она работала, в Германию, я остался с дедом и бабушкой. Вот тогда и приподнял настоящую бучу. Бросил то пианино, тот баян и настолько возненавидел музыку, что если бы мне тогда кто-то сказал, что все равно буду музыкантом, то ни за что бы не поверил. Был уже в шестом классе, начался переходный возраст. Тогда он ходил на математические и физические олимпиады, занимался спортом. Всем, чтобы не музыкой.

Моей мамы родной брат Юрий жил в Батуми, знал турецкий язык и работал переводчиком в турецком консульстве. Каждое лето дядя приезжал в Кременец со своим сыном Анатолием. Двоюродный брат старше меня на два – три года, соответственно был идолом и кумиром. Что ни говорил, я во всем слушался. Вот так Анатолий начал мне напевать модные западные песни, особенно Элвиса Пресли. Они меня покорили и заполонили. Так брат обратил меня снова в музыку.

У моего деда было старое немецкое трофейное радио, на котором он каждый вечер слушал приглушенные передачи «вражеских» станций «Голоса Америки» и «Свободы». А Толя показал, где можно найти Радио Люксембург, которое круглосуточно транслировало популярные западные хиты. С тех пор у меня с дедом шли постоянные споры: я хотел слушать музыку, а он — политику Когда услышал хиты «Битлз», «Роллинг Стоунз», у меня зачесались руки и самому хотелось что-то подобное сыграть. Но «Битлз» на баяне не играли? Я упрямо полез на чердак и нашёл там свою первую старую гитару. Не знал, как ее строить, но решил попробовать. Сам до всего дошел. Когда прижимал струны одним пальцем, выходил мажорный аккорд. Мне это понравилось. С другими аккордами были проблемы, не знал куда эти пальцы совать.

Виктор Морозов: «Когда меня еще во Львове не знали, то по фамилии воспринимали настороженно»

Смело начал собирать свою первую школьную группу, где был «Метель» — Игорь Метельский, он вскоре слыл бас&гитаристом ресторана «Кременец». К нам добавились Виктор Живолунов и Валентин Осипов. Такова была наша четверка, где я был солистом. Всех своих ребят научил одним пальцем прижимать струны, чтобы вышел мажорный аккорд. А по «Радио Люксембург» услышал песню, подходящую нам. Имела три аккорда и все — мажорные! Мы делали репетиции и изучили нашу первую песню. Я пошел к директору школы и сообщил о проделанном. Но обрадовалась, ведь на следующей неделе должен был состояться школьный вечер. То ли к годовщине товарища Ленина, то ли рождение комсомола. В тот день настал. Директор нас объявила и села в первый ряд вместе с учителями. Все сосредоточенно ждали, что мы споем что-то вроде «И Ленин такой молодой и юный актер впереди». А мы устроили западный хит! Что творилось!!!

Директор и учителя посинели, покраснели, почернели, побурели. Опустили головы… Зато позади услышанного невероятно обрадовались старшие школьники, особенно, что вселяло надежды, — школьницы! Им понравилось! А это было нашей победой!

Вот тогда вполне понял, что буду музыкантом.

Первый концерт прошел под акустические гитары, так что нам захотелось иметь электрические. Из дерева, из доски вырезали каркас, а из городских телефонных будок вырывали внутренности и делали из них звукосниматели. В Кременце телефоны – автоматы в то время были раскорочены и теперь должен признаться, что делал эти убытки и я тоже.

Следующий мой дебют был с лабухами ресторана «Кременець» на танцах в районном Доме культуры, который связан с гитаристом Леней Чернявским по прозвищу «Горбатый», поскольку имел такой недостаток. Играл с нами и Богдан Матийчук, родной брат Игоря Матийчука, шурина Василия Жданкина. А я как раз выучил еще один западный хит. Подошел к Лене и спросил, знакома ли ему такая песня. «Без проблем!» — ответил «Горбатый». И в самом деле так было. Когда начали поступление, я понял, что не договорился в какой тональности должны играть. Они делали все правильно, оригинально, а у меня в вокале удалась какая-нибудь абракадабра, вместо классного рока. Я «облажался». Первое выступление в Доме культуры получилось провальным, надо мной смеялись девушки. Кто из нас не ошибается… Хотя никогда не играл в кременецких или тернопольских ресторанах, однако лабухи учили и научили меня азам. Заставили поверить в себя, в свои силы. Я учился и у львовских лабухов, все они были первоклассными и имели высшие категории. А какой репертуар знали и играли! И уж сразу.

Львов стал янином, когда поступил в университет. И сразу погрузился в песенный водоворот. Одним из первых известных львовских солистов был ныне покойный Олег Дорош, у которого был тогдашний хит ”Серебряный круг луны” на слова Игоря Калинца. Популярной была и Леся Боровец. Одним из первых эстрадных ансамблей Львова была ”Ватра” Михаила Мануляка. Это было очень интересное явление, ведь ребята пели сугубо украинские песни: народные, или Грицька Чубая, или Игоря Калинца. Тогда это было для всех очень странно и смело. Забегая вперед, скажу, что и в составе “Ватры”, организованном Иваном Поповичем, некоторое время я пел вместе с Викой Радий. А прежде мы были еще в ”Ровеснике”.

Это было уже позже, но вернемся в ”Арник”. Коллектив родился в феврале 1972 года, в период крупнейшего апогея славы телепередачи ”Алло, мы ищем таланты!”, которую проводил молодой Александр Масляков. В Черновцах проходил зональный конкурс. ”Арники” еще не было — мы были ансамблем Львовского аптекоуправления, основу которого составляли те, кто до этого был в самодеятельном коллективе Quo Vadis. Между прочим, в 1971 году на фестивале ”Львовская весна” ”Quo Vadis” получил первую премию. Мы пели ”Черная пашня изорана”.

А в аптекоуправлении была ”Эврика”, которой руководил Юрий Варум. В ”Еврике” выделялся Владимир Васильев, мать которого трудилась именно в аптекоуправлении. Он нам предложил перейти на место ”Еврики”. Когда ехали в Черновцы представлять Львов, по дороге в автобусе думали о новом названии. И неожиданно для всех представитель аптекоуправления Владимир Иванович предложил всем известное название. Очень хорошее было его объяснение. Прежде всего начинается на “а”, как и аптека.

Оказалось, что этот лекарственный горный цветок обладает хорошими свойствами. Ценится тем, что женщины ее используют как противозачаточное средство. А мужчины – mdash; для повышения потенции. Второе название арники – mdash; крепкостой. От услышанного всем сразу поднялось настроение, и одобрительно утвердили новое жизненно необходимое название. (Улыбается). В Черновцах уже выступали как “Арника”. На этой веселой волне мы вместе с “Ломой” Левка Дутковского одержали победу. Выполняли ”Черную пашню изоранную”. Затем ее пели и в Москве. Когда возвращались победно оттуда, во Львове нам ”пришили” национализм. К тому же у меня нашли рукописный альманах ”Сундук”, в котором был, среди нормальных стихов, и мой. Но мы еще продержались до 1975 года.

Так после “Ватры” попал в черновицкую ”Смеричку”. Ансамбль был легендарным, стяжал всесоюзную славу. Коллектив неразрывно связан с Назарием Яремчуком. О нем у меня остались самые лучшие воспоминания. Познакомились мы с ним, как и с Левком Дутковским и Василием Зинкевичем, в 1970 году. Я был еще студентом. Путешествовал по Карпатам и проходил мимо Вижницкого Дома культуры. ”Смеричка” Левка Дутковского имела там репетицию. Меня, гонорового львов и музыканта, ребята восприняли сразу.

В ”Горничке” Назар всегда выделял мне время во всех концертах. Но самые приятные воспоминания о Яремчуке у меня совсем не концертные. Когда приезжал к нему домой, часто ходили в лес, в горы. Вот там он, ребенок природы, попадал в свою стихию. Там раскрывался, как нигде.

Потом появился ”Не печалься!” Это было спонтанное явление. Никто не думал, что надо и что из этого выйдет. В конце 1980-х популярными стали бардовские, то есть текстовые, песни. Барды появлялись, как грибы. На одном из концертов во Львове, в котором принимали участие будущие участники коллектива, Юрий Винничук кто-то спросил: ”Кто выступает?” Тот ответил: ”Не печалься!” После войны во Львове был джаз &ndquo;бенд ”Не печалься!”, который в конце 1940–их лет пел украиноязычные местные ”зарисовки”. Музыкантов разгоняли, выселяли в Сибирь. Когда мы уже имели свой ”Не печалься!”, то встречались с теми людьми, которые творили тогдашнюю славу. К счастью, сохранились фотографии, приятные воспоминания. Вот так случайность Юрка Винничука привела к неслучайности творческого городка львовских музыкантов. Мы объединились как театр авторской песни.

Еще одна интересная страница творчества — первый фестиваль ”Красная рута” в Черновцах в 1989 году. Среди участников я был уже совсем пожилым. Например, также пожилой Павел Дворский получил аж третью премию. По замыслу фестиваль полностью оправдал надежду. Это был свежий глоток украинской песенности. Жаль, что это не получило должной поддержки позже…»

Автор: Морозов Виктор