организаций СКС

организаций СКС

Основы экономики и организации учреждений социально-культурной сферы
Теоретические основы предпринимательской деятельности организаций СКС
Теоретические основы Предпринимательское деятельности организаций СКС

В Основах законодательства Украины о культуре отмечается, что деятельность в сфере культуры осуществляется на профессиональной или любительской основе в порядке, определенными настоящими Основами, законодательством Украины о предприятиях, предпринимательство, коммерческие организации и объединения, а также законодательством, регулирующим конкретные виды деятельности в сфере культуры. Организации СКС имеет два аспекта: содержательный и экономический.

Содержательный аспект обусловлен социально-культурным характером, смысл которого заключается в сохранении, производстве, распределении и освоении культурных ценностей, в ходе чего меняются отношения и связи между людьми.

Право человека и гражданина на пользование достижениями культуры, провозглашение в ст. 27 » Всемирной декларации прав человека «, закрепление в Конституциях многих стран.

Содержательный (социокультурный) аспект деятельности организаций СКС предполагает , с одной стороны, наличие в отдельных групп населения и личностей определенных культурных потребностей, с другой — наличие у организаций возможностей для их удовлетворения. Остановимся на этом более подробно.

Человеческая культура , уровень отдельных социальных групп и конкретного индивида в конечном итоге определяются уровнем и разнообразием их культурных потребностей. Процесс их формирования и видозминенення обусловлен рядом социально-психологических факторов, основным из которых, на наш взгляд, являются:

демографические (преимущественно поло возрастные) особенности групп и индивидов;

национальные традиции;

идеологические и религиозные взгляды;

среда воспитания и проживания;

общий культурный и образовательный уровень.

Чрезвычайно важную роль в формировании культурных потребностей играет информация. Информация о развитии общества и культуры в экономически развитых странах вызывает интерес к определенному образу жизни и способствует, в частности, появление у населения потребностей в продуктах массовой культуры.

Можно выделить несколько направлений культурных потребностей , социальные группы и индивиды сейчас могут удовлетворять, — это художественно-эстетические, познавательные, зрелищные, рекреационные и некоторые другие.

Одна из возможных классификаций культурных потребностей отражает подход к структуре культурных потребностей через выделение четырех «вертикальных» уровней .

Первый уровень включает широкий и достаточно традиционный для определенного времени спектр культурных потребностей: в определенной культуре труда; в трудовой и нетрудовой ситуации, образовательные, художественно-эстетические, рекреационные.

Второй уровень, конкретизируя направления потребностей, выделяет виды культурных потребностей. Например, на этом уровне уточняются художественно-эстетические потребности: в литературе, музыке, театре, изобразительном искус-стве.

На третьем уровне выделяются специфические культурные потребности. Например, театр как направление интересов получает на этом уровне более четкую форму жанра: драматический, оперный, балетный, оперетта, шоу-программа.

И, наконец, четвертый уровень классификации содержит отдельные культурные потребности (по другому — типы специфических потребностей). На данном уровне фиксируется не просто потребность в определенном жанре театрального искусства. Речь идет уже о наличии потребностей в услугах конкретных драматических театров.

Способность удовлетворять социально-значимые потребности тесно связаны не только с уровнем спроса , на тот или иной продукт культурной деятельности, но и с ресурсными возможностями (материальными, трудовыми, финансовыми) социально-культурной сферы. И здесь уже речь идет об экономическом аспекте их функционирования. Он предполагает определенный организационно-правовой статус учреждений СКС, наличие материально-технической базы, источников финансирования, механизмов планирования, циноут-ванию и т.д..

Политические и социально-экономические изменения, которые произошли в Украине за последние десять лет, выдвигают экономический аспект деятельности организаций социально-культурной сферы на передний план. Время, когда экономическая сторона в их работе практически отрицалась, безвозвратно прошло.

Важной особенностью современного этапа развития СКС является ее значительная реструктуризация . В ней наряду с традиционными учреждениями культуры и искусства (театрами, музеями, библиотеками и т.д.) главное место заняли новые высокодоходные отрасли: кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио-и видеопродукции, рекламный и модельный бизнес, антреприза, игорный бизнес, шоу-бизнес, туризм .

Эти организации качественно изменили традиционное представление о характере социально-культурной деятельности. СКС во всем мире рассматривается не только как производитель и хранитель культурных ценностей, но и как весь-Ливий сектор экономики, который обеспечивает рост занятости, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов и налоговых платежей в государственные бюджеты.

Констатируя наличие в деятельности организаций СКС двух аспектов: содержательного и экономического , — немаловажно разграничивать приоритеты каждого из них, а также объективные их ограничители.

Можно предположить, что приоритет содержательного над экономическим закономерно возникает у тех организаций, основное назначение которых заключается в удовлетворении духовных и эстетических потребностях людей (обеспечение максимальной доступности населения к имеющимся культурных ценностей).

Таким образом, социальная ориентация деятельности ряда организаций СКС, которая обусловлена ??задачами сохранения и возрождения отечественной культуры, неизбежно вступает в противоречие с их материально-техническими и финансовыми возможностями, которые сложно решить самостоятельно.

В то же время в СКС функционируют организации, для которых экономический приоритет естественно. При этом их деятельность также базируется на культурных потребностях населения, как правило, в области организации отдыха и развлечений. Определяющим здесь является устойчивый спрос на конкретные виды деятельности, иногда независимо от их значимости.

Очевидно, что данные продукты производятся, поскольку существует спрос на них. До тех пор, пока услуги казино, ночных клубов, шоп-туров и т.д. будут востребованы потребителями, они будут предоставляться соответствующими учреждениями и организациями культуры с экономической выгодой для них.

Таким образом, социально-экономическая характеристика функциональной роли организаций СКС определяется в конечном итоге приоритетом содержательного или экономического аспектов их деятельности. Только государство своей политикой способна регулировать этот процесс, активно поддерживая те организации, в которых приоритетом выступает содержательная сторона.

Канадские ученые Г.Шартран и К.Маккафи еще в 1985 г., анализируя опыт государственной культурной политики в различных странах, пришли к выводу о существовании как минимум четырех концептуальных установок государства по отношению к культуре: «архитектора», «вдохновителя», «инженера «и» патрона «.

Государство в роли » архитектора «поддерживает и финансирует любые про-объявления культуры. Культурная политика при этом выступает частью всей социальной политики государства, а ее целью — общее улучшение благосостояния народа.

Выступая в роли » вдохновителя «, государство стимулирует частные и коллективные вложения в культуру, а ее финансовая поддержка осуществляется в форме встречных субсидий.

Роль » инженера «становится возможной для государства только в том случае, если она является единственным владельцем материальной базы культуры. В этом случае культурная политика концентрируется и направляется на цели воспитания и образования.

Роль » патрона «предусматривает максимальную ответственность госу-дарственных чиновников от вмешательства в творческие процессы, от распределения госу-дарственных субсидий некоммерческим организациям культуры и искусства. При этом фондами финансового обеспечения и развития культуры раз-поряджаються совета искусств разных уровней.

Использование на практике той или иной модели культурной политики в значительной степени зависит, с одной стороны, от понимания государственного назначения и функций культуры в обществе, с другой — от конкретной ситуации в стране.

Политические и экономические реформы 90-х годов прошлого века внесли существенные коррективы во взаимоотношения государства и организаций СКС, которые имели как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным можно отнести следующие явления:

провозглашен и в основном осуществлен плюрализм сделал доступными большинство произведений искусства и литературы, которые раньше по идеологическим соображениям или просто запрещались, либо были доступны узкому кругу лиц;

появление новых видов организаций (антреприз, видеосалонов, прокатных контор клубов, художественных галерей, игорного бизнеса) сделала рынок культурных услуг более насыщенным и разнообразным;

многие традиционные учреждений культуры и искусства с сокращением бюджетного финансирования активизировали свою деятельность в поисках дополнительных источников дохода за счет новых форм и методов хозяйствования;

активизировались международные культурные связи.

Протиполитични и экономические реформы , которые проводятся в стране, имеют для сферы культуры и искусств также и определенные негативные последствия. Новая модель культурной политики государства формировалась в условиях экономики, которая представляла собой такой тип хозяйственного механизма, который сочетал в себе рыночные и плановые начала, частную и общественную собственность на факторы производства, капитализирован и социализирован сектора народнохозяйственного комплекса.Здесь вы найдете лучшие китайские тракторы по самым приятным ценам для вас иточник .

При таких условиях регуляторами экономических отношений в социально-культурной сфере стали выступать не только государство, но и рынок.

Сегодня социальные и экономические аспекты деятельности организаций СКС находятся в состоянии нестабильности и несбалансированности. Те организации, для которых социально-культурная значимость выполняемых функций как всегда оставалась главной, неизбежно оказались в более сложном финансовом положении, чем те, в деятельности которых преобладало понимание экономической выгоды.