Благовещение 2012

Благовещение 2012


Тропарь и кондак

Тропарь, глас 4: Днесь спасения нашего начало и еже от века таинства явлениедуховной: Сын Божий Сын Девы происходит и Гавриил благодать благовествую. Поэтому и мы с ним Богородице призовем: Радуйся, Благодатная, Господь с тобой.

Слава, и ныне: Кондак, глас 8: Взбранной обладательнице в честь победы мы спасены от бедствий, благодарна песни выписываем тебе, рабы твои, Богородице. А ты, что имеешь силу непобедимую, от всяких нас бед охраны, называя тебе: Радуйся, Невеста неневисная.

Послание святого апостола Павла к Евреям 2, 11-18

Братья, Тот, кто освящает, и те, что освящаются, все от друга. Поэтому Он не стыдится называть их братьями, говоря: Я возвещу имя Твое братиям Моим, славить Тебя среди общины. И еще: Буду надеяться на Него. Но: вот Я и дети, которые Бог дал мне. А дети были участниками тела и крови, то и Он подобно участие в том брал, дабы смертью лишить, кто имел власть смерти, то есть дьявола, и избавить тех, которые страх смерти всю жизнь держал в рабстве. Ведь не от ангелов принял Он на Себя, а от потомства Авраама. Поэтому надлежало быть во всем подобен братьев, чтобы стать милосердным и верным первосвященником по делам Божьим на искупление грехов народа Поэтому, значит, что Он страдал и сам был испытан, он может помочь, проходящих через пробу.Евангелие от Луки 1, 24-38

В те дни зачала Елисавета, жена Захариева, и таилась пять месяцев, говоря, что так мне сотворил Господь в дни, в которые призрел вычесть из меня позор перед людьми. А в месяца шестого послан Ангел Гавриил от Бога в город Галилейское, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, которому имя Иосиф, из дома Давидова, и имя же Деве: Мария. И войдя в нее, ангел сказал: радуйся, благодатная, Господь с тобой! Благословенна Ты между женам. Она, увидившы, встревожилась словом его и думала, что это будет за поздравление это. И сказал ей ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь престол Давида, отца его, и воцарится в доме Иакова вовеки, и царству Его не будет конца. Сказала же Мария Ангелу: как это будет, когда я мужа не знаю? И ответив, ангел сказал ей: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит тебя; тем-то и рождаеме святое наречется Сыном Божиим. И вот Елисавета, родственница Твоя, и та зачала сына в старости своей, и этот месяц является шестой ей, называемой бесплодной. Ибо не изнеможет в Бога всякое слово. Сказала Мария: Вот раба Господня, да будет мне по слову твоему. И отошел от нее ангел.

Проповедь

Радостью наполняются наши сердца, когда мы слышим о приходе архангела Гавриила к Деве в небольшой город Назарет, чтобы исполнилось Писание об Иисусе Христе, как назорея. Этот ангел, читаем в Евангелии св. Луки, недавно приходил к Захарии священника и сообщил ему тоже, радостную новость, что его жена, Елизавета, родит сына. Но, так как они были людьми преклонного возраста и до сих пор не было детей, — священник усомнился, не поверил ангелу, не принял большой и желанной радости от Бога — онемел за недоверие до времени рождения сына Ивана. Там, беременной стала бесплодна Елизавета в старости лет, здесь, в благовестии, Мария без нарушения девства, приняла в лоно Сына Божия через оповещения ангела. Людям кажется это странным: «У людей это невозможно, Богу — все возможно» (Мф. 19,26). Да, это превышало понимание Марии и наше, родить Деве без вмешательства человека, но это было действие и постановление Бога, выше естественных законов. Поэтому родили в старости бесплодные Сара, Ревекка и Анна, чтобы всем людям лучше понимать силу Бога, чтобы проще можно было воспринять воплощения Сына Божия во чреве Марии, напрямую сказанное слово от ангела. Везде, где действует сила Божия, человеческое понимание и мудрость должны повиноваться перед могуществом Пресвятой Троицы.

Представим себе, если бы к нам пришел ангел, как мы поступили бы в таком случае? Наверное, подумали, что это призрак, что наш смысл вводит нас в заблуждение, испугались бы, смутились, не верили в то, а может и умерли бы … Что Господь не допустил бы, если бы желал таким образом общаться с нами. Мария была готова разговаривать с посланником неба. Не знаем, может ли она когда-нибудь уже встречалась с хорошим небесным Духом? Она встревожилась, но не испугалась, распознала в нем святого посланника, а не усомнилась, что это коварный дух, который в виде змея поднял Еву (см. Быт 3,1). Мария спокойно принимает слова Гавриила, потому что постоянно молится. Она находилась в глубоком, внутреннем единении с Господом, потому и распознала быстро доброго небесного жителя. Услышала для себя удивительные слова, хотя желала и молила Всевышнего, чтобы ускорил время прихода Мессии на землю, которому хотела бы служить. О нем слуга знала из Священных книг, внимательно перечитывала, когда находилась в святилище и всегда все передумывали в сердце (ср. Лк 2,19). Мария, молоденькая девушка, ей всего 15-17 лет, но она «честнее Херувим и без сравнения славнейшую серафимов» (ср. Утреня, канон). Такой ее создал Господь, она была непорочную от момента зачатия в лоне матери. Данную прародителя обещание в раю, исполняет Мария через своего Сына, Иисуса Христа, — раздавить голову дьяволу, который возвел первую женщину. Мария — другое от Евы, потому что не допускает сомнения Господним словам, принесший ей ангел. Это ее право выяснить как произойдет материнство, поскольку она, получается, постановила жить исключительно для Бога, посвящая ему свою непорочность и юность: «Как же оно произойдет, если я не знаю мужа» (Лк 1,34). Не знала как произойдет, потому что все произошло велению с неба. Говорила, что не знает ни одного человека, который бы посмел нарушить ее постановление служить в непорочности Господу, это — правда, но правда и то, что она глубоко знала Бога. Хотелось жить, как живут ангелы в небе, которые «не женятся и не выходят замуж». Для нее это вопрос не было выражением недоверия, принесенным словам ангела от Бога, но проявлением своего постановления жить в исключительной святости своего сердца для Творца. Ангел пришел уже к обрученной Девы, но не замужней, чтобы это таинство скрыть перед дьяволом, который знал об этом с пророчества Исайи (ср. св. И. Золотоус., «На Благовещение … Богородицы»). Злой дух не мог до конца понять этого таинства, не мог помешать делу Господню, хотя Владыка приблизил все к естественному образу жизни. Грех в раю принес большой вред задуманному делу Творца, но неизвестную для Бога. Так, Господь уважал свободные действия человека, которая должна была выбирать между законом Божьим, а предложением сатаны. Жаль, что человек дал себя обмануть, послушала врага Бога, а унизили любовь и доброту Небесного Отца. Так происходит всегда, когда человек выбирает грех, вместо любви Всевышнего и верности его закону. Промах первым родственником не помешал, чтобы доказать Богу своего дела до конца. Пришел в мир Сын Божий, Второе Лицо Божия, который все изменил, все направил. Правда, он понизил себя, принимая человеческую природу от Девы Марии, но вместе с тем, поднял эту природу в божественной достоинства. Когда иудеи хотели камнями Спасителя, Иисус сказал: «Разве не написано в законе вашем: Я сказал: вы — боги? Если Он, богами называет тех, к которым было слово Божие, — а Писание, «(Ин 10,34-35), — так говорил Спаситель. Так высоко, больше всего создано, поднял нашу природу Сын Божий, через принятие тела от Марии.

Ангел, словом «Радуйся» принес спасительную весть для Марии. Но это также, наша общая радость, потому что пришло спасение мира, потому что люди уже вынуты из-под власти сатаны, поэтому нужно радоваться, что Господь Бог не отвернулся от людей, а сам пришел, чтобы нас освятить и спасти. Ошибка первых людей, обернулась большой радостью для всего человеческого рода. Сегодня радуемся вдвойне, потому что с праздником Благовещения Богородицы, мы стоим накануне «Святая над праздниками и торжества всех торжеств», — Воскресение ГНИХ. Пусть этот праздник духа, наполняет нас Божьими дарами и его радостью. Выбираем эту добрую часть «которую от нас никто не может забрать». Желаю всем вам радости от сегодняшнего праздника, радости с Пресвятой Богородицей, которая находится с нами, любит нас, ходатайствует за нас и помогает нам в освящении, и спасении нашей души. Возрадуемся от сегодняшнего торжества со всем небом, потому что выбор Марии в Мать Сына Божия, произошел для всех нас спасительным. Благодарим его за согласие стать Матерью Бога и нашей Матерью.