«Иерусалимскими путями» вместе с Марией Назар

Фото из сети Интернет

Каждая творческая личность имеет какую-то особую, только ей присущую изюминку, чем и отличается среди всех остальных. Такова членкиня НСПУ из Тернопольской ячейки Мария Назар. Многие знают ее как педагогиню, краевед, просветительницу. Но, кроме этого, она еще и неуемная путешественница-паломница по святым местам в мире. В ее путешествующем списке – Грузия, Меджугор, Иерусалим. Естественно, положительных чувств море. Особенно после путешествия по Иисусовым дорогам. Дневниковые записи, сделанные там, впоследствии дали особый импульс для написания нового поэтического сборника «Иерусалимскими стезями», недавно появившейся в мире духовной поэзии.

Ее уникальность еще и в том, что автор после каждого стиха подает пространное информационное толкование, ведь не каждый читатель ознакомлен с тамошними географическими или библейскими названиями, и, согласитесь, не все будут иметь возможность их посетить. Вместо разделов, произведения обозначены страницами, которых восемь, хотя на самом деле – 39. Каждая такая страница – это раскрытие человеческого духа, обозначенное и обрамленное многомерностью. восприятие, затем – у каждой свой поэтический авторский эпиграф. Первая: «Это край дорог Иисуса– /Деяний блаженных перелег»; вторая: «Это край освященных даров–/Земли и воды небесное пение»; третья: «Этот край – это радость и печаль,/Он защиты крепкая вуаль»; четвертая: «Этот край – единение всех сердец,/Когда наш мир становится на герц»; п’ята: «Разве мы душу очищаем,/Когда свое все распинаем?»; шестая: «Человечество живет в измерениях Голгоф,/Когда бывает с правдой вдвоем»; седьмая: «Горы всех встречать готовы, Горы всегда в небесном обновлении»; восьмая: «Это край святых монастырей – /В вечность возведенных мостов». Эта книга напоминает виртуально-реалистический духовно-поэтический фоторепортаж, во время прочтения которого не покидает ощущение 3D – присутствии. Как Марии Назар удалось  достичь философско-духовных глубин, пожалуй, один Бог знает. Однако попробую поразмыслить по этому поводу. Места силы потому и называются такими, ведь наполняют душу, дух и тело целебным бальзамом святости. В философии есть такое определение как кордоцентризм, о целостности. Когда человек переживает катарсисные эмоционально-нравственные состояния, тогда он становится целостным. Цельной – означает духовно наполненной и оздоровленной: душа, дух и тело становятся одним-единственным целым. Согласитесь, больной человек не «целый», энергетически (а следовательно – физически) он сверхукочен, чего-то у него не хватает… Не хватает какого-то конкретного «пазла».

«Иерусалимскими путями»  – если выражаться современным языком, пошаговая инструкция к исцелению человеческой души и ее духу. Они  – и только они дают мощный посыл-импульс физическому телу для выздоровления. Именно целостность восстанавливает связь человека с его Первоисточником – Создателем. Поэтому становится понятным постоянное выражение   –  все в наших руках. Получив особый заряд в местах силы, писательница будто перезагрузилась» в своих творческих изысканиях. Ее стихотворные строки наполнились новым содержанием, новым совершенным словом, как во вступительной поэзии, где необычным способом она подает известие о явлении новорожденного Иисуса:   трехмерно, пассионарно, детски, ясельно, звездно, новейше. Эти словесные чудеса трогают у читателя до сих пор неизвестные ощущения. ощущение необъятной благодарности. Внимательный читатель может заметить, что в предложенных текстах достаточно символических перекликов: камень-хлеб (грот из капель молока – белый камень), вода-источник, дороги (дорога скорби, Крестная дорога), дерево Затхея. Поэтесса проводит параллели, заставляющие работать не только мнение, но и сердце. Ее гора Блаженств и заминированные Голландские высоты, это не что иное, как прозрачный намек – помнить, что жизнь и смерть всегда находятся рядом. Творческое начало и разрушение – несут в себе как первое, так и второе.

Афористичность высказанных чувств одарит и наполнит мудростью каждого, кто возьмет в руки поэтический сборник, где «каждый с деревом, словно с небом». Вот как отзывается о написанном самом авторе: «« В этом месте находится эпицентр трех религий: иудеи, арабы, христианство. Постичь за один раз увиденное, было невозможно. Там происходили мои внутренние трансформации. Путь к Богу стал путём Истины. И самое главное –ndash; пришло понимание, что царство Бога внутри нас – как и сама идея Бога.

Оказавшись на берегу пресноводного озера (Канна Галилейская), где совершалась большая часть служения Иисуса, Мария Назар узнает, что сюда на зимовку слетаются аисты. Вспомнив древнее поверье о том, что летит тот, кто имеет крылья, родилось следующее щемящее откровение: «Всесильная ты, птица высокая,/Во зову неба и земли./Научи нас, красота видна,/Полеты вершить свои». А вот отрывок из размышлений «В церкви всех наций»: «Сидели одни слева, другие – справа,/Служанки бегали и носили блюда./Еще цветал сад, весь в красоте безопасной – Иисус уже брал тяжелый свой крест на плече./В толпе были Пилат, Варавва. Особым образом отзывается сердце на шестую главу, где автор идет по пути Голгофы и стремится свои ощущения и состояния донести до будущих читателей. Цитирую дневниковые строки: «На этом крестном пути невольно каждой христианской душе хочется быть в роли тех, кто преодолевал путь истины Иисуса, – Вероники, Симона, Марии, Иосифа, женщин-мироносиц. Однако не все тогда следовали за ним. Место распятия Иисуса Христа, место погребения в гробнице, Церковь Святого Гроба Господня, Камень Миропомазания, Ангельский камень… «Молюсь… На выходе чувствую, как по щеке течет слеза. Но ведь я не плачу. Очевидно, есть слезы разных измерений. Из них Слеза Причастности. Поневоле отдаю себе отчет в том, что у моего народа также есть свои великомученики в терновых венках. Как, к примеру, Василий Стус…» – делится наблюдениями Мария Назар. И как не согласиться с автором о том, что слезы есть разных измерений: радости, печали, разочарования, боли, великой тоски, разлуки и т.д.

Особый трепет вызвали у меня строки о посещении поэтессой горы Фавор, которая связана с Преображением Господним, цитирую: «Тропы мозильные, но полные зову/Вверх идти, к Божьему лицу,/Светлеть мыслями и руками,/В плетении дорог преодолевать ,/Ходить твердо и творить цветово,/Ибо так заповеда Фаворный свет. К слову. В Евангелии от св. Матфея (17, 1) само название горы Фавор не упоминается. Цитирую: «А через шесть день забирает Иисус Петра, и Иакова, и Иоанна, брата его, и ведет их особняком на гору высокую. Однако название это упоминается часто в предыдущем – Ветхий Завет. Именно на этой горе Иисус показал, что может произойти, если человек встанет на духовный путь, а именно – через внутреннюю трансформацию она может достичь цели жизни – слиться с Богом. Что такое трансформация? Постоянная внутренняя работа над собой (человеческая природа), над своим эго, недостатками и т.д. Катарсис –ndash; духовное очищение (пост, непрерывная молитва).  Ибо если некоторые рассуждают, что достаточно пойти в храм и это тебя преобразит (превратит), то он глубоко заблуждается. Преобразовываться внутрь – это личная работа каждого на протяжении всей жизни. Церковь в этом отношении подсказывает, дает наставления, показывает цель, поддерживает и т.д. Механически трансформации не происходит. Повторяюсь: это большой видимый и невидимый труд над собой.

Путешествующая духовная лирика – особый жанр. Читая «Иерусалимскими путями» Марии Назар, на ум приходит странствующий философ Григорий Сковорода. А еще – книга духовной лирики Игоря Павлюка «Спас», которая, так же, в этом году пошла между людьми. И еще одна. Рассматривая карту Израиля, была удивлена ​​своим открытием. Если между городами Назарет и Вифлеем провести линию, это будет прямая, которая проходит через всю страну. По-моему, то в этом был определенный Божий замысел. Ведь Назарет несет миру известие о рождении Божьего сына, а Вифлеем –; олицетворяет его на физическом плане. Что Бог хотел нам сказать? В каждом человеке присутствуют и «Назарет» –   духовное начало, духовный рост, и «Вифлеем» – материализация, исполнение желаний и мечтаний. Духовное не может существовать без материального – и наоборот. Поэтому должны стремиться к гармоничной золотой середине, которая является безоговорочным указателем на пути к истине. Синкретическая в своей основе упомянутая книга поможет вам в этом. Автор не просто так вынесла в название книги слово «стезя», ведь оно означает не только дорогу, тропу или путь, но и планиду (судьбу) каждого. Читайте, рассуждаем, причащаемся духовным словом от Марии Назар.

Валентина Семеняк.