Мак-видюк,растения

Мак-видюк,растения

Мак-видюк. На Маковея кроме «маковейский цветок» готовили также мак. При срывании головок мака хозяйка говорила заклинание: «Чтобы девушки женились, а ребята женились, куры неслись, а куретка вилуплювалисы, чтобы ведьмы прошли наш дом, а зима была мняка, чтобы души дедов нам помогали».
Несколько головок мака связывали в пучок, затем обматывали стебли красной лентой и так несли на освящение. Этот мак использовали как семян в следующем году, подмешивали к маку для приготовления кутьи, розтрушувалы его в курятниках, чтобы хорошо неслась птица, и на пасеках, чтобы пчелы принесли много меда.
Маковейский мак использовали также в предохранительном магии во время праздника Юрия, когда выгоняли скот на пастбища. Мак рассыпали под окнами и порогом хлева, произнося слова: «Посыпаю этот мак для ведьмы, у скота забирает молоко, пусть она соберут все маковинкы и ей споют Кугут и застанет утро под конюшней». Волшебник мог вызвать бесплодие у молодого, бросая зерна с соответствующим заказом: сколько зерен упало, столько лет в молодой семье не будет детей (Полесье). В древности был обычай брать с собой в дорогу зернышка этого освященного мака как оберег от злых сил.

Мак, освященный на Маковея, использовали девушки-волшебницы как средство от сглаза и от хитростей ведьмы. В частности мак-видюк видит все злые силы и имеет свойство не допускать их в дом и во двор. Цветка мака девушки вплетали на благовестник в косу, «чтобы голова не болела и волосы были пышными и не приходилось». Говорят, когда долго нет дождя, надо пойти к колодцу, посыпать там маком — будет мелкий дождь. А когда волшебницы все вместе насыпных в колодец горстью — будет дождь. Мак-видюк добавляли к еде покойников — кованые, такой кутьей колдовали на Святой ужина. Мак-видюк — главная приправа к постной пищи. Высевая мак, нужно почесать голову и приказаты: «Чтобы головки в моем мака были так велики, как моя голова, и чтобы мака было так много, как множество волосы на голове».
И на «том свете», по поверью, мак сохраняет свои защитные свойства. Умершей бабушки-повитухе привязывали к поясу мешочек с мятой, чтобы она спастись от гнева детей, которые нападали на нее за то, что она не могла помочь им родиться на свет для горечи человеческой жизни. Иногда это действие имело другое толкование: умершей бабушки, у которой было много внуков, клали узелок с маком в гроб, говоря: «На тебе, чтобы было чем на том свете внуков обсыпать, как придут есть просит» (Чубинский).
Поверье: Верят, что «мак-видюк сам себя родит» (Житомирщина), что в городе, где растет мак, живет Железная баба (Полесье), что детей находят в маке (Полесье, Черниговщина).