православные праздники

православные праздники

В течение I — IV веков выделилось 12 самых праздников, главным образом связанных с лицами Иисуса Христа и Богородицы.

Среди них выделяют, так называемые, непреходящие, т.е. с фиксированными датами празднования. А именно:

Рождество Христово;
Крещение;
Сретение Господне
Благовещения;
Преображение Господне
Рождество Пресвятой Богородицы;
Успения Богородицы;
Воздвижения Креста Господня;
Введение в храм Пресвятой Богородицы.

Другая группа двунадесятых праздников — переходящие, дата которых связана с празднованием христианской Пасхи. Это, в частности:

Вход Господень в Иерусалим (празднуется неделю до Пасхи);
Вознесение Господне — сороковой день после Пасхи;
Пятидесятница (или День Святой Троицы) — пятидесятый день после Пасхи.

Пасха — Праздник Воскресения Иисуса Христа. Празднуется в память о событиях, изображенных в Евангелиях. Включая перед пасхальный или «страстной» неделю, связано с последними днями земной жизни Христа:

пасхальное воскресенье, то день Светлого Христова Воскресения;
писляпасхальний неделю, так называемый «чистый».

Символика «пасхи» уходит корнями в древнюю историю евреев и связанная с умилостивляя жертвоприношениями (праздник Песах). Искупительная жертва Иисуса Христа заменила ветхозаветную пасхальную жертву.

Связь христианской Пасхи с иудейской прообразом проявляется и в определении даты празднования. Пасха является переходящим праздником. Ее дата связана с определением даты иудейского праздника Песах и сопоставлением солнечного и лунного календарей. Схема эта называется пасхалии и была определена на II Вселенной соборе. Согласно ему христианскую Пасху празднуют в первое воскресенье после полнолуния, при этом не допускается совпадение с иудейской пасхой.

Существовали различные схемы расчета этого периода. На Западе это было так называемое Римское вычисления, заключенное Викториной Аквитанский и Дионисием Малым. На Востоке таблицы — пасхалии заключались Теофилом и Кириллом Александрийским. После многолетних дискуссий Римская Церковь приняла систему Дионисия Малого, а Восточная — продолжила держаться александрийской. С тех и до сих пор существует это расхождение между Востоком и Западом в дате празднования христианской Пасхи. И мы видим, она не связана со старым и новым стилями в церковном календаре. Воскресение Господне восточных христиан является главным и самым большим праздником годового богослужебного круга.

А перед нами еще Страстная неделя. Богослужение первых дней этой недели истекают в Страстную Среду воспоминанием о помазания ног Господа грешницей.

В четверг вспоминается установление Евхаристии на Тайной Вечере. Затем богослужение словесно воспроизводят страдания, смерть и возложение в гроб Господа. Священники читают 12 евангельских отрывков о страстях Господних. Молящиеся как бы собравшиеся у Христа Господня. По древнему обычаю все присутствующие во время евангельских чтений держат зажженные свечи.

Вечерняя, точнее дневной, богослужения Великой Пятницы сопровождается выносом на середину храма изображения тела умершего Христа — плащаницы, которую кладут на повышение, подобно гробу.

На Утрени Великой Субботы совершается чин погребенна Христа Спасителя. Это очень красивое богослужение, на котором священники переодеваются из темных одежд в светлые и уже слышится весть о Христовом Воскресении.

Возможно, нам не захочется идти в храм в эти страстные дни. У нас путаются мысли, наполняет смятение или отчаяние. Но были люди, которые не имели где деться, куда уйти от действительности, которая окружила их в последние земные дни Христа. Это были Богородица, апостолы, ученики. И у них путались мысли, их наполнял страх и отчаяние, но от реальности не было где отойти.

Когда мы об этом подумаем, то возможно найдем время и свое место в храме.

Желаю себе и вам, радиослушатели, такого глубокого переживания всех праздников церковного календаря, чтобы это было не воспоминание о давно минувших днях, а действительностью нашей жизни.