Если год изобразить в виде круга, то вверху обозначим Рождественский цикл (Коляда), проведя от него вертикаль, обозначим летний Купальский цикл, а — горизонталь — весенний пасхальный цикл и осеннее большое Свято Урожая, которое наши предки-язычники посвящали Свитовида.
На этот графический крест наложим еще один косой крест, чтобы образовалась восьмилучевую звезда — так мы обозначим другие симметричные праздника. Это весенне-зимний Колодий (Масленица) и летне-осенние Боги-Спаси, весенне-летний травника (Русалии, Троица) и осенне-зимняя Калита.
Каждый из этих праздников имеет свои контрасты: если Пасха символизирует пробуждение матушки-Земли от зимнего сна, то осенние праздники (под влиянием христианства перенесены на Покрову) символизируют начало зимнего сна Земли, после которого идут праздники, замыкают осенний земледельческий цикл. После ноябрьской Полные люди уже не смели копать землю, брать глину, стирать белье в реке, чтобы не тревожить землю и воду, так как это могло в будущем повредить нивам (христиане уже ориентировались на праздник Введения — 21 ноября). Имеем достаточно убедительных свидетельств того, что это были древнейшие космические знания. С потерей и игнорированием этих глубинных достояний народа мы только за одно столетие катастрофически нарушили экологическое равновесие в природе.
Между крупными звездными праздниками было еще много меньших, которые также имели свои обряды.
Все созвездия украинского неба обожествлялись. Отцом всех Зодий есть Сварог. Он, Бог кузнечного, земледелия и брака, выковал золотой плуг для скифов. В досварожу эру (каменный век), по мнению некоторых ученых, у славян был групповой брак. Вот как описывает летописец эпоху Сварога: «… во время царствования упали клещи с неба. И стали ковать оружие .., Сварог закон установил женщинам: выходить замуж за одного мужчину и вести сдержанно. А если прелюбодеяние оказывает — он повелел казнить, за что прозвали его богом Сварогом «.
Здесь есть позднюю народную этимологию этого имени, летописец уже не понимал значение Сварога, знаком которого является Сварга. Это был ключ к тайнам небесной Зодии. Изображение Сварги есть на стенах Софийского собора в Киеве. Слово «сварганить», которое сейчас считают просторечием, когда означало «создать». И это еще раз согласуется с праздником Рождества (создание, рождение мира), который отмечается 21 декабря (Рождество Света, День Сварога).
В этот день приносится 12 или 13 жертв каждой Зодии. Это дары, имеющие умилостивить всех Богов на будущий год. Отсюда и ритуальные 12 стран или 13 (в тринаднятнмисячному году) «, которые мы ИИ еще готовим на Рождество.
По древним легендам, мироздания мало три периода: рождение звездных галактик, Луны и Воды. Христианская церковь на протяжении целого тысячелетия пыталась придать этим обычаям христианского вида, потому искоренить их было невозможно. Поэтому мы должны разглядеть за поздней церковной терминологией те исконные знания, дошедшие до нас в памяти народа. Как видим, мироздания длится 12 священных ночей. Каждая ночь символизирует одну космическую эпоху, которая длилась 1000 лет. В день рождения Луны, происходит ритуал хождения с плугом — засевания. По описаниям Геродота, культ Золотого Плуга появился у скифов около 1500 г. до н. ч. (возможно, раньше). Сейчас мы забыли значение этого ритуала, однако (диво-дивне!) — еще до сих пор в украинских селах на Рождество кладут под праздничный стол если не плуг, то лемех от него. Во времена Киевской Руси был обычай звать «Плуг» (созвездие), который будто падас в это время на Землю (опускается низко над горизонтом).
Зимнее обрядодийства начиналось в Сочельник
«Когда не с нащада света, Дажбоже!
Тогда не было неба ни земли, а только было синее море.
А среди моря зеленый явор. На явороньку три голубчики,
Радоньку советуют как Мир сноваты: «Да спустимся на дно моря,
И получим мелкого песка, Мелкий песочек посеем мы,
Но нам будет черная землица, Да получим золотой камень,
Золотой камень посеем мы, Но нам будет ясно небонько:
Ясное небонько, светлое солнышко, Светлое солнышко, десен мисячик,
Ясень мисячик, конечно зарница, Ясная заря, мелкие звиздочкы «.
Сколько тысячелетий могли петь наши предки эту рождественскую песню? Ведь по крайней мере в течение тысячи лет им навязывают совсем другие мифы о сотворении Вселенной, мифы, которые записаны в Библии. А колядки, переработанные в сотнях вариантов от библейского «Сын Божий родился» к коммунистическому «Год Новый родился», все еще поются, как и тысячи лет назад.
Библия датирует Сотворение мира около 6 тысяч лет назад. Заселение Украине произошло 400-300 тысяч лет назад, а создание Земли в науке определяется около 3,5-4 миллиардов лет назад «.
Это ощущение бесконечности Вселенной, своей малости по сравнению с космосом и желание приобщиться к нему, побудило людей искать своеобразную точку опоры — так возникает обряд приобщения к Богу, к его безграничности ИИ вечности.
Интересно, что мифологический сюжет, отраженный в этой архаичной колядке, довольно часто использовался и в художественных изделиях древнейшей эпохи: на одной находке из скифского кургана (бронзовый рельеф) видим создание мира птицами. Здесь и дерево-ясень, и солнце, и луна. Можно еще ИИ сейчас найти подобные сюжеты на древних полотенцах, сохранившихся каким-то чудом среди нашего, превращенного в хаос, бушующего бедствиями мира.
До Солнца в колядках обращаются как к Дажбога, хотя в древних представлениях народа оно было женского рода — Солнечная панна.
Луна также менял свой ??род. Другое название этого Божества — Луна-Василия. В украинских он сначала был женского рода, потому Луна представлялся как невеста Солнца. Об этом говорится в древней колядке:
«Святая Василла кадку месила. Пироги пекла букатии, рогатии «.
Название Луны «уациля» оставили в Украину еще древние племена киммерийцев. Позже она превратилась в мужское имя Василий. Кроме того, в этой колядке отражен обычай наших предков приносить жертву Луне в виде лепных пирогов, вареников.
Со временем представления о Луне и Солнце менялись. Солнце выступало как женщина, а Луна — как мужчина:
Ясень месяц — господин хозяин, Красное солнце — жена его, Мелкие звезды — его дети.
Христианская церковь с первых лет своего существования преследовала языческие верования и праздники. Тем более, что первыми епископами Руси-Украины были греки. По колядки, писанки, веснушки они до крови наказывали людей . В 1274 г. Киевский митрополит Кирилл III накладывал проклятие » на народные песни, щедривки, колядки, ибо они бесовских, языческие «. В книге «Церковные наставления» также читаем: » Кто колядует: «Урод, Боже, рожь, пшеницу» — пусть будет проклят. Колядования происходит от скота, а не от людей «.
Однако и сейчас во многих колядках является запевы, начинающиеся: «Ой, дай Бог», в которых слышим отзвук «Ой, Дажбоже». То же самое — в новогодних пожеланиях: «К счастью, на здоровье и на Новый год, чтобы родило лучше, как в прошлом году — рожь, пшеница и всякая пашницю … Дай, Боже!»
Христианские священники, чувствуя свое бессилие перед вечными народными обычаями , пытались подчинить языческие праздники христианского календаря.
Об этом говорилось и на Никейском соборе (325 г.). День рождения Луны-Василия назначили днем святого Василия и начали давать это имя людям. В Чехии главным Богом был Святовит. Когда построили церковь, то ее назвали церковью Святого Вита, чтобы народ не заметил перемену религии. В Новгороде церковь, построенную на месте капища Велеса, назвали церковью святого Власия. Так, постепенно и в колядки появляются образы Матери Божьей, Иисуса Христа, а в народной драме, вертепе — образы Ангела, Черта, Ирода. Олекса Воропай в Херсонской записал:
«А в поле, поле сам Господь ходил, Сам Господь ходил, зерно разносил. Дева Мария Бога просила: «Урод, Боже, рожь, пшеницу, Рожь, пшеницу, всякую пашницю …»
Итак, со времени крещения Украины-Руси постепенно меняется и символика колядок и щедривок. Миф о сотворении мира также получил христианизованных формы: вместо птиц выступает сам Христос, а вместо Явора — кедровое дерево, на котором он был распят, или из которого строят чудо-церковь. Мотив построения Вселенной превратился в мотив построения церкви. Божественными признаками наделяют человека (историческое лицо).
Колядки имеют в основном 10-сложный стих с двухстрочной строфой (5 +5) 2. Иногда он записывается как четверостишие из 5-составляющими строками.
Что же означает слово коляда? В украинской это и сам обряд, и рождественская песня, и вознаграждение за колядование. Как утверждали древние авторы Иннокентий Гизель, Дмитрий Туптало и Николай Карамзин, * Коляда — один из языческих Богов, символизирующий начало года. Возможно, от Коляды происходит и слово календарь (годовой круг). У римлян тождественным Коляде был бог Янус, а от него — название первого месяца года «Януариса» (январь). Слово коляда есть во всех славянских народов с тем же значением, что и в украинской. По мнению Александра Знойко, Коляда — это летний «Круг Лада».
Песня — слово украинского происхождения, его значение прозрачное. В щедривках звучат щедрые пожелания родным и близким, а также имеющиеся мотивы весенних хозяйственных работ, потому что в дохристианские времена Новый год отмечался весной. Щедривки выполняются на Щедрый вечер (Новолетие). Но когда Новый год был перенесен на январь, тогда, наверное, и произошло смещение во времени празднования Новолетия, а обрядовые песни весеннего щедривочного цикла стали петь вместе с колядками (и теперь совсем некстати звучит посреди зимы: «щедрик-щедривочка, прилетела ласточка …» )
Довольно часто щедровальники обращаются к хозяину: Господин хозяину, спите, слышите, или дома ночуете? Или скажете щедровать, свой ??дом веселить?
А получив разрешение, начинали щедровать. Щедривки так же, как и колядки, есть древние (языческие) и те, которые были созданы после принятия христианства, то есть имеют библейские сюжеты и образы.
Образцом древней колядки может быть вот эта: Ой там, за горой, И за каменной, Щедрый вечер, на добрый вечер! (Припев повторяется после каждых двух строк) Ой там выходило Три товарища. Что первый товарищ — Это яснее солнце. Что второй товарищ — То десен Луну. Что третий товарищ — Это мелкий дождик. Что солнышко говорит: «Как я изийду-То зрадуеться Старее и малое». А месяц говорит: «Как я изийду-То зрадуеться Весь зверь в поле. Ой зверь в поле, Чумак в пути, Чумак в пути, Хозяин в доме «. А дождик говорит: «Как я изийду — Так зрадуеться Рожь и пшеница. Рожь и пшеница и всякая пашницю «.
До сих дожила и первоначальная народная драма, которая имеет глубинные корни в украинском фольклоре — «вождения Козы». Коза — фигура, которая способствует урожая, вероятно, так, как и щедривки, принадлежала весенних обрядов: «Где Коза ходит, там жито родит, Где коза туп-туп, там ржи семь коп.» По сюжету песенной драмы, коза умирает и воскресает под всеобщее ликование участников действа и зрителей: «Вставай, коза, вставай, серая …»
Воскресение Козы символизирует возрождение природы, смерть старого и рождение нового года. Практическая цель этого обряда — обеспечить будущий урожай, благосостояние семьи. Относительно происхождения образа Козы существуют различные мнения: тотем одного из племен («козий народ») созвездие Козерога (в котором происходит новогоднее действо) Цап, который сопровождает Перуна (со времени, когда Перун был охотником), или коза — жертвенная животное (иногда «козой» называли последний сноп пшеницы, который также символизирует умирание растения и его возрождения после сева). Вероятно, обряд вождения Козы также принадлежал к весенней народной драмы, которая выполнялась на Новолетие.
Рождество. Сочельник
Итак, Рождество — первое из новогодних праздников, оно имеет давнюю историю и как праздник рождения Вселенной отмечалось еще во времена, отдаленные от нас не одним тысячелетием. Современная украинская название не отражает его христианской сегодняшней сути. В древности это слово звучало как Родьздво и означало рождение из двух стихий всего живого. Сами обряды и ритуалы Рождества свидетельствуют о его давней космогоническую суть. Так, для приготовления праздничного ужина бралось 12 поленьев, которые были жертвой 12 созвездий зодиака, готовили 12 священных блюд: кутью с медом, взвар, вареники, голубцы, рыбу, картофель с толченым чесноком, горох с маслом и чесноком, ячменную кашу с маслом или медом, пшенную кашу, вареную кукурузу, пироги с маком, вареные бобы. То, что в перечень блюд включены зерновые культуры древнего происхождения, свидетельствует, что рождественский ужин — жертвенная трапеза в честь * Коляды . Интересно, что 12 священных ночей создания Вселенной тоже соответствуют количеству созвездий зодиака, а то, что хозяин дома, по обычаю, выходил во двор и вращался на месте против часовой стрелки или обходил дом, прямо указывает на имитацию видимого движения солнца через созвездия. На углу ставили сноп ржи или пшеницы, имеет несколько названий, а среди них * Коляда (Солнце) и ** Дидух (Луна). Накануне праздника или непосредственно перед рождественский ужин вносили плуг и клали под праздничный стол или у снопа. Этот плуг выполнял важную роль в следующем празднике в Щедрый вечер. Содержание языческого Рождества заключался в рождении младенца-солнца из головы Лады, рождении Луны (Василия) на Щедрый вечер и рождении богини воды Даны на Крещение (Ордана).
Согласно верованиям наших предков, в ночь на Рождество активизовувались силы хаоса, всякая нечисть, которая может помешать вызреванию светлой силы. Поэтому колядники надевали на себя маски, чтобы злые силы их не распознали, ходили по домам и пели величальные песни Коляде, отгоняя темную нечисть. Эти магические отпугивания и величания и носят колядками, в них сохранен суть представлений об обновлении мира, а сам процесс колядования — имитация космического акта сонценародження. Колядники олицетворяют предков рода, прорицателей просветления, поэтому обрядовая кутья, которая назначается и мертвым и живым, является жертвой, с помощью которой можно преодолеть темные силы. То, что в древности Коляда оказывался в двух ипостасях — Солнца и Луны, свидетельствует о существовании древнего за солнечный — месячного культа и понимание небесных светил как олицетворение света — Сура. В колядки встречается и прославление-триединой сущности Вселенной — солнца, луны, мелкого дождика (огонь, земля, вода) и создания жизни. По праславянским мышлением, мир создавался так: не было ни неба, ни земли, только синее море, «а в море синий явор» — дерево жизни. На дереве три птицы (сокол, голубь, петух), они опускаются на дно моря. Выносит каждый дольку песка, из которого возникают черная земля, чистое небо, десны Луну. Человек еще не мог представить создание чего-то иначе, как через рост, поэтому дерево фигурирует как основа жизни. Птицы символизируют один из факторов жизненной силы, которую олицетворяли солнце, луна, звезды, позднее появилось понятие души, а до того существовало абстрактное понятие совокупного света Сура, от которого очень близко к Ора — энергии света, космоса и т.д.. Элементы космогонических представлений украинских четко прослеживаются на примере древней колядки:
Как еще не было начала света,
Это еще не было неба ни земли,
А только было открытое море,
А на том море явор зеленый,
А на том яворе три голубки,
Три голубочки совет советовали:
— Как бы мы, братья, мир поставили?
Ой, пойдем, братья, на самое дно моря
Но там добудем мелкого песка.
Toy песок мелкий посеет повсюду,
Но встанет с него праздника землица,
Да будет Тамко золотой камень,
С камню то будет солнце,
Это будет солнце и месяц ясный,
Рум ‘яна заря и звезды прекрасны.
Согласно космологии язычников мироздания было связано с моментом, когда с 24 на 25 декабря начинает увеличиваться световой день. Возникновение и развитие космического мира делится на три периода — три праздника: рождение Солнца (7 января по новому стилю) рождение Луны (14 января) и рождение Воды (19 января). По христианской традиции это соответственно Рождество Христово, св. Василия и Маланки, Иордань.
Рождественские колядки со временем приобретают ощутимый христианского звучания, поскольку этот день считается днем рождения Иисуса Христа, наполняются и соответствующей символикой некоторые обряды: это и сено пидкладалось под скатерть (сено, в яслях при рождении Христа), и вертеп т.д..
Вечер накануне Рождества имеет названия Сочельник, Богатая кутья, Вилия . Подготовка к Святой вечер, начинается на рассвете с разжигания огня в печи. Ранее этот священный огонь добывали трением, этим огнем разгорается в печи огонь из 12 поленьев припасаються течение 12 дней. Всякая другая работа, кроме приготовления блюд, в этот день недопустима. Хозяин ходит по соседям, собирает и отдает все одолженное, в эту ночь ничего не должно ночевать вне дома, вся семья тоже должна быть дома. Именно в это время хорошо мириться с врагами, чтобы на ном году было мирно, а против тех, с кем мира быть не может, выполняются магические действия затыкаются все дыры в лаве с пословицей: «Не дырки затыкаю, но роты своим врагам, чтобы их напасти не ловили меня целый этот год ».
Как зайдет солнце, хозяин вносит в дом обжиночний сноп, который от окончания жатвы находился в сарае или на чердаке. Когда хозяин заносит ** Дидуха в дом, то здоровается со всеми, будто впервые увидел:
-Дай Бог здоровья!
-Помогай, Боже, — отвечает хозяйка. — А что несешь?
-Несу злато, чтобы весь год мы жили много!
С этими словами хозяин желает свою семью:
-Поздравляем вас счастьем, здоровьем, с этим Святым вечером, чтобы вы в счастье и здоровье эти праздники провели и вторых дождались — от ста лет до ста лет, пока Бог назначить век!
СНиП ставится на углу перевязывается железной цепью, а рядом кладутся ярмо, чапыги от плуга, топор и другие железные вещи, которые, по поверьям, защищать дом от злой силы. Затем стол застилается скатертью, под которую на четыре угла стола кладутся головки чеснока с той же целью защиты. На стол выкладывают испеченные хлебы и хлеба.
только на небосклоне появляется первая звезда, всей семьей садятся за стол, который зовут богатым, потому что на нем должно быть двенадцать разнообразных постных блюд. Отсюда и название «Богатая кутья» или «Богатый Сочельник» .
На столе обязательно должны быть кутья — это основная обрядовая еда. Ее готовят из пшеничных или ячменных зерен. К сваренного зерна добавляют солода. Особого внимания заслуживает обряд внесенняд углу, которую обычно несет хозяйка:
— Кутью в углу, взвар — на базар, а пироги — на торги.
Горшок с кутьей ставят в углу в кублище, которое делают из душистый сена. Горшок прикрывают хлебом и щепоткой соли.
По святвечирний стол первым, как и положено, садится хозяин, а за ним другие члены семьи. Во время праздничного ужина стараются не выходить из-за стола, разговаривают шепотом. Встав, глава семейства предлагает помянуть предков и пригласить их к Сочельника. Считается, что именно в это время все предки должны прийти в дом, а затем для них освобождают места на скамьях, кроватях, стульчиках, ставят на ночь кушанья и кладут ложки. Вслед за хозяином все присутствующие произносят молитву, которая обращена к тем, кто заблудился в лесу, утонул в море или не вернулся из дальней дороги или войны.
Следующую молитву произносят всем ныне живущим членам семьи. Им желают здоровья и счастья, хотят, чтобы вместе и в согласии дождались следующего Рождества. После этого хозяин берет свечу и миску с кутьей и, поклонившись до углам, передает кушанье жене. Каждый из присутствующих должен был съесть по три ложки кутьи.
Далее с каждого блюда набирается понемногу в большую миску, хозяин выносит это до скота, давая ей отведать «святой вечери» и благословляя ее хлебом. Чтобы предохранить двор от злых сил, хозяин сам или со всей семьей, с новоиспеченным хлебом, маслом, медом и водой обходит все свое хозяйство, обкурюючы все ладаном. Иногда хозяин вместо обхода вращается с хлебом против часовой стрелки. Хлева и конюшни осыпаются маком, чтобы ведьмы, собирая его, не приступили к скоты, на конец обхода зарубуеться порог хлева, конюшни, чтобы не переступила его вражеская сила. После этого происходит заклинания злых сил: хозяйка вступает в миску понемногу из всех блюд, этаж кладет калач, рюмку с медом, стакан с водой, орехи и яблоки. Хозяин в одну руку берет миску, в другую кнут или топор и идет призывать «гостей». Возвращаясь за солнцем, хозяин зовет трижды: «Мороз, мороз, иди к нам кутью есть! Когда не идешь, то не иди и на рожь, пшеницу и всякую пашницю! Буря, буря, будь добра и выходи к нам на святую вечерю! Когда теперь не ласковая прийти на святую вечерю, на дары Божии, на сите блюда, паленой водки, на большое добро, как мы тебя просим, ??то не приходи к нам в лете, как мы тебя не нуждаемся! Волк, волк, ходи к нам в оброка! А не придешь к оброка, чтобы и не шел к моей скота до года ». После этого, угрожая кнутом или топором, надо обернуться против солнца и идти в дом не оглядываясь, плотно закрыть двери, до конца ужина никто не должен выходить из дома. После праздников часть сена отдают скоту, а остальные держат для гнезд, где должны нестись куры или висиджуватися цыплята. Затем начинаются игры: дети ставят на топор ногу, «чтобы были твердые, как железо», залезают под стол и квохчут, «чтобы птица садилась », а мать за это бросает им деньги и конфеты. Под конец вся семья поет колядки. После ужина дети должны отнести обрядовую еду своим крестным родителям, бабушкам-дедушкам. Матери кладут детям к углу еще кныш и калачи, иногда конфеты. Дети, зайдя в дом, говорят: — Добрый вечер! Мама и папа прислали вам хлеб, соль и ужин. Ощедрени пробуют кутью, хвалят ее, берут часть других гостинцев, благодарят, что принесли ужин. В свою очередь они одаривают детей орехами, яблоками, конфетами, деньгами и др..
Некоторые обряды, общие для всей Украины, имеют региональные отличия, например, в некоторых местностях после ужина дети разносят кутью по родственникам, в других зажиточные хозяева разносят ужин бедным. Так же и колядовать начинают в разное время: прямо на Святой вечер или же первый вечер Рождества. Колядуют детские и молодежные отряды, водит такую ??ватагу «береза», у компании еще есть «избиратель» — казначей, «михоноша» — носитель подарков, «звездочет» — парень, носящий традиционную восьмиугольную звезду с огнем и колокольчиками. Колядники начинают обходом вокруг церкви с колядками. Затем дети идут под окна проситься поколядовать, получив разрешение, колядуют всем членам семьи на заказ. Хозяева угощают детей яблоками, орехами, конфетами и другими сладостями, дают деньги.
Колядовщиков угощают, они поют вместе колядки на всех членов семьи, кончается все это поздравления. Правда, в некоторых районах Украины наоборот, с поздравления начинают:
— поздравляем вас, чтобы в вашей загородке было столько овец, сколько в хлебе крышек, поздравляем вас многая лета, сими святками, сим Новым годом, святым Рождеством. Дай вам Бог здоровья, а в дома остеклением, в конники — лошади, в загоне — овцы, в пасеке — пчелы. Дай, Боже!
По этому могут быть танцевальные колядования, когда один из колядников, танцуя на одной ноге обходит всех, требуя подарков:
Ой, скачу, скачу, потому что деньги вижу
Как должен сына — краю сыра!
Как тебя девушку — шли за водкой!
Ой дай, дай, как должен дать,
Не имеешь даты — выгони из дома!
Ой хоть ожогом, хотя кочергой ,
Хотя девушкой корявой.
Обряды колядования могут иметь варианты, но их содержание остается одинаковым — поздравления хозяев и дарования колядников, которые символизируют посланников царства мертвых, недаром традиционно колядники замедляет голоса и обмазывают лицо сажей, надевают маски и др..
* Коляда — Бог зимнего Солнца, который возвращает Круг Сварога к Весне. Густынский летопись — наверное, единственное письменное источник, указывает на Коляду как на Бога. Слово коляда многозначительное: Сочельник, обряд прославления на Рождество, сама песня, вознаграждение за колядование, рождественский подарок. Современное языкознание, связывает значение слова коляда с круг, колокол, а также латинским calendae — календарь, рождественские каникулы тому подобное. Круг — возможно, от круг — солнце, а также небо (вроде гр. Polos — ось, полюс, небо, оборот; пор. Славянское Сварга — небесный круговорот).
Но в народном представлении существует также женская фигура — Богиня Коляда — не только как олицетворение праздника, но и как Богиня-Мать, которая рожает сына Божича-Коляду, т.е. молодые зимнее Солнышко. У западных славян существует праздник Божича (Рождество), которому выпекают «Божичний каравай». О теистические черты Коляды как Всевышнего можем судить из текстов некоторых славянских колядок. Например, у сербов и хорватов поют:
Дай нам, Боже Коляды! Хорошо пастбище, коляда! Для буренок, коляда! И овец, Коляда! ..
Есть образ Богини Коляды и в украинских колядках:
Шла Коляда и по улице,
Коляда! Коляда!
И по улице, по метели.
Пришла Коляда на тисовый двор:
— А спишь, и лежа, господин хозяин?
в колядках Коляда упоминается как персонификация праздника или как фигура Богини:
Пришла Коляда заранее Рождества. Коляда! Коляда!
Ой ходила Коляда, ой гуляла Коляда По зеленому саду, по богатому двору!
В старину людям, рожденным на праздник Коляды (21-22 декабря), предоставлялись соответствующие имена. Сейчас существует фамилия Коляда, а также известные имена древних русичей и мифологических существ, связанных с понятием круга: Колобуд — пробуждающий солнце, Коловрат — коловорот (знак Сварги, Сварога) документальное имя храброго русича, который отличился в сражениях с полками Батыя.
Предполагают, что и имя скифского царя Колоксай, возможно, означало «Солнце-царь». По Геродоту, он — младший сын первого мужа Таргитая, который взял небесные дары (золотые чашу, топор, плуг и ярмо). Благодаря этому он унаследовал отцовский трон и стал родоначальником племени паралатив, которое относят к праславян. Греческий поэт VII в. до н. ч. Алкман вспоминает «быстроногих Колоксаевих коней», где кони, вероятно, является метафорой Солнца. Итак, Колоксай — не только культурный герой скифов, но, возможно, и астральное божество, связанное с солнечными праздниками. Кстати, Рождественские праздники Коляды, связанные с Славлением плуга, который будто бы «падает с неба», известные из письменных источников XVII в. Эти обряды астрономически связаны с созвездием Плуга (Ориона). Во времена Киевской Руси на Рождество Коляды киевляне массово выходили на улицы города, на высокие холмы встречать это красивое созвездие, олицетворяло подарок Сварога-кузнеца. Недаром христианская церковь запретила «кликать плуга» на Рождество.
** Дидух . На рождественские праздники обязательным символом является Дидух (сноп-рай), который изготавливают из обжиночного снопа. Дидуха торжественно вносили в комнату и ставили на Бабу — охапку соломы, которой застилают пол.
Дидух символизирует культ рода предков. Считается, что добрые души предков должны оберегать посевы и урожай от всевозможных бед: наводнения, града, бури, огня.
Поскольку считается, на время народин Солнца, то есть на Рождество, духи Предков с наступлением сумерек селятся в квартирах, то на их честь и ставят на почетное место (углу) Дидуха, у которого обязательно должны быть кутья и узвар, которые являются поминальными блюдами .
Накануне щедрых углу (с 31 декабря на 1 января) Дидуха выносят из дома. В одних случаях его сжигают, в других — обмолачивают и семена смешивают с тем, каким засевают дома на Новый год или держат до благовестник и смешивают с посевным зерном.
*** Обрядовые украшения (пауки, ежи)
С крепких ржаных стеблей нарезаются разных размеров соломинки. Просовывая через полость нить, делают из них разнообразные кубики, пирамидки. За основу берут самую фигурку. К ней приобщают по бокам меньше (иногда в середине центральной фигурки находилось несколько маленьких ромбиков или квадратиков). Боковые стебли обматывают разноцветной бумагой или пацерками.
Накануне Рождества » пауков «подвешивают к центральному сволока или на выходе напротив двери. Они держатся на длинной волоску из конского хвоста (или нити) и постоянно крутятся, словно живые, благодаря циркуляции воздуха.
Эти игрушки названо » пауками «за сходство с этих насекомых и паутина, которое они выплетают. Изысканность, с которой изготавливают пауки свои удивительные кружева, всегда вызывала симпатию. По народному поверью они олицетворяют трудолюбие.
Кроме этого, известно и поверье: если рядом с вами спустился паучок, то это должно предвещать какую-то новость. Возможно, их изготавливают для того, чтобы таким образом сообщить о Рождестве.
Рядом с «пауками» сусидяться » ежики «. Их делают из теста или глины. В вылепленную форму часто затыкают небольшие колоски, потом все это сушат на дымоходе.
Между двойные окна вставляются разнообразные украшения. Они изготавливаются из ризновидтинкових стеблей соломы, цветной бумаги, через которые продивають нить и подвешивают между стеклами.